Статистически коэффициент технического использования определяется из выражения.
(1.1)
где tpi- продолжительность i-го интервала пребывания объекта в рабочем состоянии;
tτj- продолжительность j-того простоя объекта на техническом обслуживании;
tВК- продолжительность к- того простоя объекта на ремонте;
n- число интервалов пребывания объекта в работоспособном состоянии;
m и г- соответственно числа простоев объекта на техническом обслуживании и ремонте.
При определении Кт.и. время простоев по организационным вопросам не учитывается.
Для одного объекта Кт.и. определяется из выражения
Кт.и.= tc/(tc+to+tp), (1.2)
где tc- суммарная наработка объекта за рассматриваемый период;
tо- суммарное время простоев из-за планового и внепланового технического обслуживания;
tр- суммарное время простоев из-за плановых ремонтов за тот же период;
Шарошечные долота, используемые для бурения скважин в крепких породах, имеют стойкость подшипникового узла примерно 500м, а корпусной части 5-10 тыс.метров [9].
Поскольку шарошечное долото изделие безразборное, то коэффициент технического использования подшипникового узла по отношению к возможному времени работы корпусной части будет равен
Кт.и.=, т.е.
6,6% (1.3)
где tс- стойкость подшипникового узла, м;
tрк- средняя стойкость корпусной долото части, м
При существующих ценах на шарошечные долота и низкий Кт.и безремонтное их использование становится мало эффективным. Поэтому ремонт следует воспринимать как значимую экономическую категорию при эксплуатации инструмента.
В мировой практике имеется опыт использования реновационных технологий при эксплуатации шарошечных долот [20,21,22].
Авторами работы [21] проведены промышленные эксперименты по ремонту шарошечных долот. Из преждевременно вышедших из строя долот отбирались те, которые имели заклиненные одну или две опоры с работоспособным вооружением. С применением механических и сварочных работ из двух—трех долот реставрировали одно. В условиях комбината Каратау из 122 отработанных долот было реставрировано 48. Таким образом, с учетом реставрации средняя проходка на долото выросла почти в 1,4 раза. На карьере Мурун-Тау и руднике Кальмакыр с учетом реставрации средняя проходка на долото была увеличена почти в 2 раза.
Фирмой «Хьюз Тул К0» (США) было реставрировано 84% штыревых долот. В ряде случаев долота подвергались повторной реставрации несколько раз. В результате сэкономлено 1957 шт. долод только по трем промышленным районам США.
В фирме «Вулкан Материале» (США) использование 37 реставрированных долот из 44 отработанных дало увеличение прибыли 900 %, а стоимость восстановления долот составила менее половины стоимости новых долот.
В 2002 г. специалистами Специализированной лаборатории механизации трудоемких работ (СЛМТР) ПТУ «Рудоавтоматика» была освоена технология восстановления отработанных шарошечных долот и проведены испытания реставрированных долот на карьерах АО «Соколовско- Сарбайское ГПО». На ремонтно- механическом заводе объединения был организован участок восстановления шарошечных долот.По состоянию на 1 января 2004 г. на этом участке отреставрировано около 1700 долот, что позволило значительна сократить расходы на приобретение бурового инструмента. В 2003 на буровых работах было использовано 1150 реставрированных долот, пробурено 343 тыс. м взрывных скважин. Обший расход шарошечных долог на карьерах АО «Соколовско-Сарбайское ГПО» 2003 г. составил 2753 шт. (в том числе 1603 шт. - покупных). Таким образом, в АО «Соколовско-Сарбайское ГПО» средняя проходка на одно реставрированное долото составила 298,3 м, а доля реставрированных долот в обшей доле расхода шарошечных долот – 42%.
Под руководством и непосредственном участии автора отремонтированы и прошли промышленные испытания долота ОКПВ-244,5 и ТКЗ-244,5 в условиях Мазульского известнякового рудника ОАО «Ачинский глинозёмный комбинат »
Реставрационные долота отработали, в среднем по 100 метров, что составляет четвертую часть проходки нового долота.
Автор имеет опыт модернизации шарошечных долот с целью использования их элементов, неотработавших свой ресурс, по новому назначению [23,20].
Важным и актуальным вопросом повышения эффективности эксплуатации долот является решение проблемы извлечения твердого сплава из буровых шарошек с целью его вторичного использования непосредственно на горных предприятиях [24].
Технологические процессы по извлечению твёрдого сплава из шарошек предложенные в работах [ ] имеют низкую эффективность и характерезуются их сложностью.
Наработки автора [ ],с коллективом, по разработке способов извлечения твердого сплава из шарошечных долот дают основания сделать утилизацию бурового инструмента выгодным мероприятием.
Таким образом, предлагаемая структура цикла существования шарошечного долота (1.5) может быть реализовано в полной мере, о чем говорит опыт восстановления долот на предприятиях и коллектива кафедры «Горные машины и комплексы» ГУЦМиЗ при участии автора. На каждом этапе эксплуатации бурового инструмента от его создания до утилизации необходимо внедрять реновационные технологии, включающие его восстановление и ремонт, модернизацию, позволяющую использовать долота в других горно- геологических условиях, а так же экономически приемлемую утилизацию, включая повторное использование материалов, особенно дорогостоящий твёрдый сплав.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.