Твердосплавные зубки запрессовывают в тело шарошки с определенным натягом. Зубки имеют три основные разновидности, и соответствии с ГОСТ 880-75: зубки формы Г—26 с полусферической формой рабочей поверхности, изготавливаемые из твердого сплава ВК8К; зубки формы Г—25 с клиновидной головкой, изготавливаемые из твердого сплава ВК11 В К, и зубки формы Г—54 цилиндрические для армирования тыльного конуса шарошек и спинок лап и клиновые наклонные для шарошечных долог специального назначения. Эти зубки изготавливают из твёрдых сплавов ВК4В и ВК6В.
Таким образом, объективное стремление обеспечить нужные режимы бурения и повысить стойкость бурового инструмента вынуждают использовать для его изготовления высокопрочные и дорогостоящие стали и материалы, и как следствие, с достаточно сложной технологией изготовления шарошки, обуславливают высокую себестоимость изделия (табл. 1.3,1.4), не считая дополнительных устройств к ним ( пубрикаторов , обратных клапанов и д.р. )
Затраты на израсходованные долота,в несколько раз превышают стоимость самой машины за жизненный цикл последней (практически 10 лет) (Таблица 1.12)
Таблица 1.12
Ориентировочное сравнение стоимости буровых станков типа СБШ с суммарными затратами на шарошечные долота диаметром 245-320 мм за срок службы станка
Условия и средства бурения |
Показатели |
||||
Коэффициент крепости горных пород f |
Типоразмер станка |
Тип и диаметр долота, мм |
Стоимость бурового станка, Сст, млн руб. |
Суммарные затраты на ШД, Сд, млн руб. |
Отношение Сд/Сст |
f= 6-8 |
СБШ-250 |
245-270 Т |
8-9 |
12 |
1,3-1,5 |
f=10-12 |
СБШ-250 |
245-270 Т,ТЗ |
8-9 |
40 |
4,4-5,0 |
f= 12-15 |
СБШ-250 СБШ-320 |
245-320 К, ОК |
12-13 |
60-65 |
5,0-5,4 |
f= 15-18 |
СБШ-250 СБШ-320 |
245-320 ОК |
12-13 |
70-100 |
5,4-8,0 |
Особенно велика эта разница (в 5—8 раз) для тяжелых станков СБШ, применяемых в породах высокой крепости. Это объясняется высокой стоимостью неразборных шарошечных долот, которая за последние годы возросла в сотни раз не пропорционально стоимости станков. Прочие затраты на бурение (стоимость машиносмены станка, включая расход электроэнергии) увеличились в десятки раз, но в меньшей степени по сравнению с затратами на долота. Это обстоятельство изменяет роль скоростных качеств буровых инструментов по отношению к их стойкости при оценке результатов бурения по стоимости проходки 1 м скважины.
Как российские, так и зарубежные долотные заводы изготавливают ШД в основном для бурения глубоких скважин на нефть и газ, где их исторически начали применять и применяют в настоящее время. На карьерах ШД начали использовать с 60-х годов прошлого века. При этом в горной промышленности применяются ШД, принципы создания которых определены, как правило, условиями проходки глубоких скважин, где решающим фактором эффективности инструмента является снижение потерь времени на замену изношенного долота на большой глубине. В этом случае потери производительности от длительности подъемно-спусковых операций, сильно зависящей от износостойкости долота, не удается компенсировать увеличением скорости бурения. Это вынуждает нефтяников создавать опоры и вооружение ШД высокой стойкости, применяя сложную и затратную технологию изготовления.
Такой подход по инерции сохраняется при изготовлении долот горнорудного назначения с небольшой корректировкой конструкции, связанной с очисткой скважины сжатым воздухом вместо промывочной жидкости. Экономически это не всегда оправдывается,так как по сравнению с нефтяными и газовыми взрывные скважины имеют в десятки и сотни раз меньшую глубину, поэтому затраты времени на замену долота и степень риска при их отказе бывают ничтожны. При этом существенно меньшими бывают потери энергии в буровом ставе и затраты её на эвакуацию буровой мелочи из скважины. Однако в себестоимости 1 м взрывных скважин затраты шарошечные долота в крепких породах в 2-6 раз и более (в
зависимости от диаметра и крепости пород) превышают остальные затраты из-за высокой стоимости ШД, которая не компенсируется достигаемой стойкостью долот и их скоростными качествами.
Более того, повышение долговечности ШД, связанное с повышением качества и естественно цены, не всегда приводит, как показывают наблюдения, к уменьшению удельных затрат на бурение.
В этом отношении характерны опытные данные Р.И. Сухова [4] полученные в условиях Главного карьера АО «Качканарский ГОК» при испытании на станках СБШ-250 МН-32 шарошечных долот диаметром 244,5 мм фирмы «Смит» в сравнении с дешевыми отечественными долотами. Буровой блок был представлен породами с коэффициентом крепости f= 14. Долота выходили из строя по причине износа подшипников опор. Испытания показали, что трехкратное увеличение стойкости (проходки на долото) сопровождается трехкратным увеличением стоимости долот и не дает экономического эффекта, т.к. скоростные качества долот практически равноценны, а затраты времени на замену долота незначительны. Удельные затраты на буровой инструмент на 1 м бурения оказываются одинаковыми.
Аналогичные результаты получены при испытаниях отечественных и зарубежных шарошечных долот на карьерах «Удачный» и «Юбилейный» АК «АЛРОСА>> [10]. Анализ стоимости бурения одного метра к скважины долотами ВН-50 и МАG 43СА (изготовитель фирма «Бейкер Хьюз»), 250,8 ТКЗ-ПГВ и 244,5 Т-ПГВ-Р221 (ОАО «Волгабурмаш»), 244,5 ТКЗ-ПВ W2 и 244,5 ТПВ W3 (АО «Уралбурмаш») показал, что этот показатель по долотной составляющей для отечественных импортных долот, при существенно различающихся показателях проходки, отличается незначительно и находится в пределах (75-90 руб/м) (карьер «Удачный»), причем на карьере «Юбилейный» самые лучшие стоимостные показатели(35-40руб/м) получены для отечественых долот производства «Волгабурмаш». Отрицательные результаты получены на Мазульском карьере известняка (ОАО «Ачинский глиноземный комбинат») при испытаниях шарошечных долот Теrrа-5 и Теrrа-6 фирмы «Sandvic» в сравнении с отечественными долотами ТПВ-244,5 и ТКЗ-244,5, цена которых ниже зарубежных в 7—9 раз [2]. Не исключено, что в ряде условий могут быть получены положительные результаты, особенно в глубоком бурении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.