Рис. 33. Влияние размера гранул на степень превращения СО платиновых катализаторов (У=14 200 ч~'; состав газового потока: СО 1%, СзНб 0,025%,
О2 2,0%, Н2О 10%, N2—остальное): 1 и 2 — диаметр гранул соответственно 1,5 и 3.2 мм
Рис. 34. Монолитные (блочные) носители
Важным фактором, от которого зависит эффективность очистки отработавших газов ДВС, является диаметр гранул носителя, который обычно равен 2—5 мм. На рис. 33 показано влияние диаметра гранул на степень превращения СО на платиновых катализаторах [40]. Следует, однако, учитывать, что с уменьшением диаметра яри одинаковом объеме катализатора повышается газодинамическое сопротивление каталитического слоя.
Монолитные или блочные носители (рис. 34) представляют собой компактное тело, пронизанное большим числом ориентированных параллельно потоку сквозных каналов. Сечение каналов обычно треугольной, реже прямоугольной или круглой формы. Гидравлический диаметр канала (диаметр круга, равного по площади проходному сечению канала) должен быть близок к 1—2 мм. Для успешной реализации каталитического процесса на блоках с большим гидравлическим диаметром канала необходимо значительно увеличивать длину блока. Блоки, гидравлический диаметр кото-, рых меньше 1 мм, имеют высокое газодинамическое сопротивление. В лучших образцах блочных носителей общее проходное сечение составляет не менее 65—70% общей площади сечения блока, а толщина стенок между соседними каналами 0,1—0,3 мм.
Блочная структура носителя дает возможность существенно снизить газодинамическое сопротивление катализатора, исключить перемещения каталитического слоя внутри нейтрализатора и более рационально использовать активную поверхность. Кроме того, поскольку масса блочного носителя, как правило, значительно меньше массы гранулированного носителя при эквивалентной эффективности каталитической очистки, при его применении быстрее нагревается нейтрализатор и улучшается теплообмен в нем.
Блочные носители изготовляют из разнообразных материалов, преимущественно тугоплавких окислов и их смесей (кордиерита, окиси алюминия, муллита и др.). В последнее время предлагается использовать для их изготовления такие соединения, как карбид и нитрид кремния, карбид бора и т. д. Интерес к этим соединениям объясняется их высокими теплопроводностью и прочностью. Как правило, основной материал блочных носителей имеет относительно невысокую активную поверхность (до 0,5 м2/г), в результате чего при прямом нанесении активного элемента не удается получить требуемой дисперсности и, как следствие, высокой активности катализатора. Для увеличения активной поверхности на внутренние каналы наносят тонкий (10 м) слой окиси алюминия; при этом активная поверхность возрастает до 8—10 м2/г.
Отдельного внимания заслуживают металлические носители, которые в зависимости от формы могут быть отнесены к блочному или гранулированному носителю [20]. Их преимущества становятся очевидными в высокотеплонапряженных условиях, когда вследствие высокой теплопроводности металлических материалов удается существенно снизить местные перегревы и добиться быстрого прогрева катализатора. Металлические носители технологичны, им легко можно придать удобную конструктивную форму. Их применяют в виде сеток, профилированных пластин, проволочных набивок, спиралей, пористых шариков и т. д. В некоторых случаях металл носителя может быть каталитически активным по отношению к основным реакциям нейтрализации отработавших газов. Основными недостатками металлических носителей являются меньшая по сравнению с окислами жаростойкость в продуктах сгорания и небольшая поверхность, что вынуждает создавать защитные высокопористые покрытия.
Несмотря на достаточно большой объем исследований в области металлических носителей и катализаторов, практически применяются пока лишь медно-никелевые сплавы типа монель, выпускаемые фирмой Гулд (Gould) и медно-цикель-хромовые сплавы типа инконель фирмы Квестор (Questor) [32], которые предназначены для нейтрализации окислов азота. Блочные носители, которые серийно выпускаются за рубежом, например, фирмами Грейс (Grace), Америкэн Лава (American Lava), Корнинг (Corning) Гласе (Glass), постепенно вытесняют гранулированные.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КАТАЛИЗАТОРОВ В СИСТЕМАХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
Условия работы катализаторов в системе очистки отработавших газов автомобильных ДВС существенно отличаются от режимов эксплуатации большинства промышленных катализаторов. Эти отличия связаны прежде всего с нестационарностью параметров газового потока, обрабатываемого на катализаторе. Катализаторы, применяемые в системах нейтрализации, должны быть эффективны при длительной эксплуатации в широком диапазоне температур, концентрации и расходов газового потока. Так, в про-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.