Перечень вопросов к зачету по дисциплине «История науки и техники»
1. Определение понятий «наука», «техника», «технология». В рамках каких наук (аспектов) должно рассматриваться каждое из этих понятий?
2. В чем состоит относительность научных знаний, что такое научно – техническая революция?
3. На какие периоды разделяют историю науки и техники?
4. Происхождение человека: дриопитеки, австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.
5. Происхождение и формирование человеческого общества: первобытное человеческое стадо, родовая материнская община. Какие факторы способствовали развитию раннего человеческого общества?
6. Роль земледелия и скотоводства в развитии человеческого общества и техники. Что такое доместикация растений и животных, присваивающее и производящее сельское хозяйство? Сущность неолитической революции.
7. Роль открытия металлов и технологии их обработки в развитии человеческого общества и техники.
8. Знания и технологические возможности палеолита.
9. Знания и технологические возможности мезолита.
10. Знания и технологические возможности неолита.
11. Общие черты сакральных цивилизаций Древнего Востока.
12. Шумерские царства. Их наука, техника, промышленность.
13. Древний Египет. Его политическое устройство, принципы древнеегипетской цивилизации, культ богини Маат, «Дома жизни». Достижения древнеегипетской науки и техники.
14. Научные и технические достижения древних индусов.
15. Научные и технические достижения древнего Китая.
16. Александр Македонский, его завоевания и созданная им империя.
17. «Греческое чудо», особенности жизни Древней Греции.
18. Зарождение древнегреческой науки (ионийский этап): Фалес Милетский, Гераклит Эфесский, Пифагор.
19. Период наивысшего подъема древнегреческой науки: Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон.
20. Аристотель: краткая биография, роль в развитии и становлении науки, Ликей, его взгляды и научные достижения.
21. Третий период (эллинский) развития древнегреческой науки: Александрийский Мусейон, Александрийское хранилище рукописей, попытка государственного финансирования науки. Ученые эллинского периода: Евклид, Архимед, Эпикур, Герофил из Халкидона, Гален.
22. Связь и взаимная обусловленность религии и науки в средние века, возникновение первых университетов, схоластика и ее роль в развитии научного познания. Общественно-политические и научно-технические сдвиги эпохи средневековья.
23. Перечислите и кратко охарактеризуйте технические революции средневековья.
24. Эпоха «Возрождения» и начало современной науки. Перечислите наиболее известных представителей эпохи «Возрождения».
25. История утверждения гелиоцентрической системы Мира: «Альмагест» Птолемея, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер.
26. Достижения эпохи «Возрождения» в медицине.
27. Великие географические открытия эпохи «Возрождения».
28. Становление современной математики, физики и химии в XVII – XVIII в.в.: Декарт, Паскаль, Лаплас, Ньютон, Торричелли, Дальтон, Гук, Авогадро, Гюйгенс, Бойль, Мариотт, Гей-Люссак, Кулон, Гальвани, Вольта, Эрстед, Ампер, Гаусс, Ом, Лавуазье, Дэви.
29. Развитие в XVII – XVIII в.в. биологии (Линней, Ламарк) и техники (Севери, Ньюкомен, Ползунов, Уатт, Стефенсон, Фултон, Модсли).
30. М.В. Ломоносов: основные этапы жизни, научные достижения.
31. Промышленная революция в Англии в конце XVIII – XIX веке: ее исторические и социальные предпосылки и финансовые источники.
32. Развитие техники и ее роль в промышленной революции в Англии: революция в средствах коммуникации, создание рабочих машин в различных отраслях промышленности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.