23. «Галантная культура» Франции и ее воплощение в живописи рококо.В первой половине 18 века когда активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направление во Франции стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, обостряющей ощущение изменчивости; мимолетное, игровое, дразнящее чувство. Сюжеты только любовные, эротические, любимые герои – нимфы, Дианы, Венеры, совершающие свои «туалеты». Однако с другой стороны в искусстве рококо появляется интерес к изображению интимных переживаний. Портрет и пейзаж – очень важны в эту эпоху, т.к. передают чувственную атмосферу. За легкомыслием, остроумием и иронией рококо были раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Основоположником в живописи рококо можно считать Антуана Ватто. Он изображал искусственный и прелестный мир театра, а также любовных похождений. Герои Ватто – хорошенькие актрисы в широких шелковых платьях, модники и модницы, амуры, резвящиеся в воздухе («капризница», «праздник любви»). «Капризница» - на картине показан парк и широкая тумба с черной спинкой для сидения, похожая на кровать. Сходство с кроватью усиливается сдвинутым пледом. Молодая женщина удерживает собеседника, чего-то добиваясь от него. Мужчина же опирается на правую руку, а левой пересчитывает купюры во внутреннем кармане. Смотрит вопросительно в лицо красавице. Она явно размышляет о цене услуги, выдвигает разные требования и пытается добиться максимально возможного. Мужчина и на картине выглядит прижатым к ее краю, увлеченный красотой, молодостью, капризной прелестью женщины. Решение уже принято, и стороны окончательно уточняют условия сделки.Искусство Ватто открывало мир человеческих чувств и реальных переживаний. Он передает все тончащие оттенки любовного чувства.
Искусство Ватто во второй половине века продолжил Франгонар. Сюжетами его произведений стали: галантные празднества, бытовые картины, семейные сцены («поцелуй украдкой», «счастливые возможности качелей»), а также исторические картины. «Поцелуй украдкой» - на картине показан поцелуй невинный и торопливый — главное, торопливый. Девушка вырывается не потому, что влюбленный опасен ей, и не из жеманства; просто она боится, что кто-то войдет и застанет их: ведь это не спальня на чердаке, это будуар приличного богатого дома.
Неисчерпаемое богатство фантазии, текучий мазок, построение на легких., нежный сочетаниях голубых, розовых цветов. Его произведения полны радости бытия, эмоциональности, чувственностью («праздник в Сен-Клу»). Связь с рококо передается в заостренно - пикантных и иронических ситуациях. Он стремился передать красочность реального мира. Итак, в живописи рококо преобладали: пейзажи, мифологические и современные галантные сцены, был показан интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо была присуща тонкая культура цвета, достижение общей легкости, подчеркнутая светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых, розовых оттенков. Достигли рассвета: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр – т.е. одновременно с рококо усилилась роль реалистического направления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.