МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АВТОМАТИКА
ПРАКТИКУМ
Цель практикума состоит в том, чтобы приобрести навык составления электрических схем автоматизации.
При защите следует объяснить работу схемы и рассказать устройство выбранных элементов автоматики.
В практикуме рассматриваются задачи, близкие к экзаменационным. Но это не шпаргалки к экзамену. Критически отнеситесь к тому, что здесь записано. Есть ловушки. Схемы следует чертить по размерам согласно ГОСТу на страничке, разлинованной в клетку. Нарушение ГОСТа карается снижением оценки на один балл.
Рисунок 1 - Условные обозначения элементов электрических схем: а – контакт коммутационного устройства замыкающий; б - контакт коммутационного устройства размыкающий; в – катушка электромагнитного устройства (например, реле); г - контакт замыкающий с замедлителем, действующим при возврате; д - контакт размыкающий с замедлителем, действующим при возврате; е –резистор постоянный; ж – лампа накаливания; з - электродвигатель. Обозначения нарисованы на страничке из тетради, разлинованной в клетку. Клетка в тетради имеет размер 5 х 5 мм.
Задача 1. Для защиты компрессора водяного охлаждения в случае отсутствия воды автоматически через 5 с отключить компрессор.
Выберите
реле защиты: а) реле с поплавковым датчиком уровня воды; б) реле с датчиком
давления воды в водопроводной сети; в) реле с датчиком расхода воды через
компрессор; г) реле с датчиком температуры корпуса компрессора; д) реле с
датчиком скоростного напора воды на выходе из компрессора; е) ртутный
термоконтактор ТК для контроля температуры воды на выходе из компрессора.
Для примера на рисунке 2 показана схема сильфонного реле давления.
|
Рисунок 3 - Моторное реле времени
На валу двигателя имеются кулачки, воздействующие на контакты. Реле времени имеет несколько контактов КТ, срабатывающих с выдержкой времени на отключение и на включение. Через выбранный вами контакт и будем питать двигатель компрессора М.
Куда же подключить его на схеме?
Внимание: разрывающий контакт всегда устанавливается со стороны фазы. Нулевой провод присоединяется к любому потребителю напрямую без всяких разрывов.
Ниже представлена незавершённая схема защиты компрессора водяного охлаждения. Выберите нужный контакт реле времени и установите его в нужное место. Нарисуйте всю схему в своей тетради.
Рисунок 4 - Схема к задаче 1
Задача 2. Требуется поддерживать температуру в диапазоне 10 – 400 С.
Выберите термореле: а) биметаллическое; б) дилатометрическое; в) манометрическое; г) ртутный термоконтактор; д) термореле с датчиком - термочувствительным резистором .
Некоторые из них (а, б, в) не требуют эл. питания для своей работы, поэтому на схеме их будем изображать в виде обычного контакта (замкнутого, разомкнутого или переключающего). Другие (г, д,) требуют электропитание для своей работы. Их на схеме будем изображать так же, как обозначают, например,·электромагнитное реле (катушка и отдельно - контакты).
Если применить одно термореле и настроить его на некую среднюю температуру, то температура будет регулироваться в малых пределах с частым включением нагревателя. Такой режим хорош повышенной точностью поддержания температуры и плох большой частотой включения нагревателя. Частое переключение контактов ведёт к их быстрому износу, а частое включение нагревателей, электродвигателей ведёт к их перегреву. Поэтому целесообразно устанавливать иногда два термореле и настроить их на разные значения температуры. Пусть автоматика позволит нагреть объект, например, до 400, а затем даст ему остыть до 100С. После такого снижения снова нагреет до 400 и снова позволит снизить до 100С. Точность поддержания температуры, конечно, хуже. Но частота включения нагревателя существенно снизится. Такой режим часто предпочтителен.
Итак, в простейшем случае (а, б, в) имеем два контакта (на 100 и на 400С). Пробуем включить их последовательно (рисунок 4). И выберем их замкнутыми в режиме "холодно".
При подаче напряжения пойдёт ток по цепи фаза – SK1 – SК2 – ноль. Нагреватель поднимает температуру объекта. Едва температура превысит 100С, как контакт SK1 разомкнётся и нагрев прекратится. Таким образом, температура будет колебаться около 100С, что не отвечает поставленной задаче.
![]() |
Включим контакт параллельно друг другу (рисунок 5). Контакты замкнуты, пока "холодно". При подаче напряжения пойдёт ток по цепям фаза – SK1 – КМ – ноль, фаза – SK2 – КМ – ноль и фаза – замкнувшийся контакт КМ – R – ноль. Нагреватель поднимает температуру объекта. Едва температура превысит 100С, контакт SK1 разомкнётся и дальнейшего влияния оказывать не будет. Ток, протекающий через замкнутый контакт SK2 продолжает питать катушку магнитного пускателя КМ, его контакт КМ продолжает быть замкнутым, нагреватель продолжает греть. Нагрев продолжится до 400С и только тогда размыкание контакта SK2 отключает нагрев. Температура будет колебаться около 400С, что не соответствует поставленной задаче.
![]() |
Рисунок 5 – Второй вариант схемы к задаче 2.
Рассмотрим третий вариант соединения контактов двух термореле (рисунок 6). Контакты включены последовательно, но один из них зашунтирован контактом КМ1 магнитного пускателя КМ.
|
![]() |
|
|
Проанализируем его работу с момента, когда было "холодно". Оба контакта (SK1 и SK2) замкнуты. При подаче напряжения пойдёт ток по цепи фаза – SK1 – SК2 – КМ - ноль. Магнитный пускатель КМ замыкает свои контакты КМ1 и КМ2. Сейчас пойдёт силовой ток по цепи фаза – КМ2 – R – ноль. Таким образом, в режиме "холодно" все контакты замкнуты и через все контакты идут токи. Нагреватель повышает температуру. При температуре выше 100 контакт SK1 размыкается, но это не приводит к прекращению нагрева, т. к. ток продолжает идти по цепи фаза – контакт KМ1 – SК2 – КМ - ноль. Магнитный пускатель по-прежнему запитан, его силовой контакт КМ2 остаётся замкнутым и следовательно нагреватель R продолжает греть.
При повышении температуры выше 400 контакт SК2 разрывается, магнитный пускатель обесточивается и его пружины размыкают оба его контакта КМ1 и КМ2. В режиме "горячо" все контакты разомкнуты, никаких токов нет. Происходит остывание объекта. При понижении температуры ниже 400
(100 <θ< 400) контакт SК2 замыкается, но остальные контакты ещё разомкнуты и остывание продолжается. И только при падении температуры ниже 100 контакт SК1 замыкается (режим "холодно") и … всё сначала. Начинается нагрев. Нарисуйте правильную схему.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.