Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов с видеоматериалами к практическим занятиям по «Частной бактериологии и вирусологии», страница 2

Обратите внимание:

-         на звездчатый характер сыпи по всей поверхности тела. Сыпь тяготеет к
ягодицам и нижним конечностям;

-на нейтрофильный плеоцитоз при гнойном менингите, при этом менинго­кокк, благодаря наличию микрокапсулы только поглощается нейтрофилом, но не переваривается (явление незавершенного фагоцитоза),

- на позу ребенка при развитии менингита: поза «легавой собаки», когда ре­
бенок лежит на боку, поджав ноги и запрокинув голову;

- на патогенез болезни. Менингококк поражает надпочечники, артериальное
давление снижается и развивается шок.

При лечении менингококковой инфекции используют большие дозы пени­циллина, до 200-500 тысяч единиц на 1 кг массы тела в сугки, а также глю-кокортикоиды, дезинтоксикационную терапию.

При подготовке к практическому занятию используйте материал учебника под ред. В.Д.Тимакова на С.267-271.

Контрольные вопросы к видеофильму:

1. Возбудитель менингококковой инфекции. Антигенная структура, куль-
туральные свойства. Факторы патогенности.

2. Расскажите об эпидемиологии менингококкокой инфекции. О роли но­
сителей менингококка и больных легкими формами менингококкового
назофарингита в распространении болезни.

3. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции. Бактериоско­
пия, бактериологическое, серологическое исследование. Материал для
исследования.

4. Специфическая профилактика менингококковой инфекции.

Тестовые задания

1. Менингококк

а        грам (+) анаэробная палочка

б.       грам (-) палочка

в.       грам (-) диплококки

г     ферментирует глюкозу и лактозу до кислоты д. не растет на простых питательных средах

2.  Менингококк вызывает

а. назофарингит

б. иридоциклит   

в. гнойный менингит

г.  сепсис

д.  все вышеперечисленное

3. Путь заражения менингококковой инфекцией
а. трансмиссивный       

б. воздушно-капельный

в. воздушно-пылевой

г. пылевой

д. пищевой

4. Факторы патогенности менингококка

а.       капсула

б.       полисахаридный антиген

в.       фимбрии

г.        гиалуронидаза

д.       все вышеперечисленное

5. Для лабораторной диагностики менингококковой инфекции используют методы

а.       микроскопический

б.       серологический

в.       биологический

г.       аллергический

д.       бактериологический

ОТВЕТЫ:

1. в,г,д 2.д 3.6 4.Д 5.а,б,д

Практическое занятие № 12

Тема:Mycobacterium tuberculosis.     Морфология,     биология,

кулъгуральные свойства. Профилактика туберкулеза.

Bordetella pertussis,    Bordetella parapertussis. Морфология, биология,

культуральные свойства. Специфическая профилактика коклюша.

Фильм 1 «Коклюш и инфекционный мононуклеоз» 2 части: 20 мин

часть 1 «Коклюш»

часть 2 «Инфекционный мононуклеоз»

Часть 1 «Коклюш»

Цель просмотра видеофильма:    ознакомить студентов с возбудителями коклюша - прихотливыми   грамотрицательными   палочками      Bordetella   pertussis, В parapertussis, B.bronchoseptica.

Дать представление о тяжелом и длительном течении коклюша у детей раннего возраста, об особенностях патогенеза коклюша, когда кашель сохраняется у переболевшего до 6 месяцев, хотя уже и произошла элиминация возбудителя из организма, в результате порочного круга и застойного очага возбуждения в дыхательном центре продолговатого мозга. Порочный круг замыкается на рецепторы бронхов. Ознакомить с бактериологической диагностикой коклюша: методом заднеглоточного тампона, когда забирают слизь с задней стенки глотки и засевают по штриху на среду Борде-Жангу, и методом кашлевых пластинок, когда кашляющему ребенку придвигают вертикально чашку Петри с кровяным агаром на расстояние 15-20 см.

Краткое содержание фильма:

фильм демонстрирует детей грудного и младшего дошкольного возраста,

больных коклюшем. Приступы спазматического кашля, апноэ, которые

являются визитной карточкой коклюша.

В период катаральных явлений коклюш ничем не отличается от ряда

других респираторных заболеваний.

В      период      спазматического      кашля      появляется      характерный

приступообразный кашель с репризами. В конце приступа возможна рвога.

Дети легко возбудимы, отмечается повышение артериального давления,

тахикардия, кровоизлияние в склеру, повреждение уздечки языка. В крови

лейкопения, лимфоцитоз, нормальное СОЭ.

Фильм демонстрирует методы бактериологической диагностики:  метод

кашлевых пластинок и метод заднеглоточного тампона.

На кровяном агаре вырастают круглые, блестящие колонии, похожие на

капли ртути.

Возможные осложнения: бронхит и длительно текущая пневмония. Лечение      антибактериальное      -      ампициллин      и      эритромицин, глюкокортикоиды, аминазин, протеолитические ферменты.

Обратите внимание

на патогенез коклюша, когда освобождаемый при гибели бактерий эндо­токсин действует на дыхательный центр продолговатого мозга, возбуждая его и рядом лежащие структуры: рвотный центр, сосудистый центр. При поступлении сигнала от рецепторов бронхов развивается приступообраз­ный кашель, на особенности патогенеза коклюша, когда кашель сохраня­ется у переболевшего до 6 месяцев, хотя уже произошла элиминация воз­будителя из организма, в результате порочного круга и застойного очага возбуждения в дыхательном центре продолговатого мозга. Порочный круг замыкается на рецепторы бронхов. Длительный бронхоспазм, застой сек­рета в легких приводит к развитию пневмоний. В сомнительных случаях диагноз коклюша подтверждают серологически, исследуя сыворотку крови больного на наличие агглютининов в РА, РНГА. Специфическую профи­лактику коклюша проводят адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной АКДС. Коклюшный компонент представлен уби-тьши коклюшными микробами. К ним добавлены анатоксины дифтерий­ного и столбнячного микроба. Вакцинация начинается с 3 месяцев. Прово­дится 3-кратно с интервалом 45 дней в течение первого года жизни. Да- • лее по календарю прививок.

Контрольные вопросы к видеофильму:

1. Опишите возбудитель коклюша, эпидемиологию.

2. Расскажите об особенностях патогенеза коклюша.

3. Лабораторная диагностика коклюша, материал для исследования. Зари­
суйте схематично метод кашлевых пластинок.

4. Специфическая профилактика коклюша, сроки вакцинации.

5.       Зарисуйте в тетрадь для практических работ колонии коклюшной па­
лочки, выросшие на кровяном агаре.       

При подготовке к практическому занятию используйте материал учебника по микробиологии под редакцией В.Д. Тимакова наС. 314-316.

Тестовые задания

1.Bordetelle pertussis это

а. грам (-) диплококки    

б.грам(+)коккобактерии
в грам (+) кокки

г. очень прихотливы к условиям культивирования