Темперамент. Подходы. Типологические свойства нервной системы

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Темперамент. Подходы. Типологические свойства нервной системы

Основные положения

Давайте не путать темперамент, способности и характер. Темперамент – нейро-динамическая характеристика организма или нервно-психическая конституция (индивидное свойство), которое может быть задатком какой-либо способности. Характер же – это, скорее, операциональная характеристика.

Гиппократ и иже с ними. Нозологические категории

Тёплый

Холодный

Сухой

Жидкость

Жёлтая желчь

Чёрная желчь

Стихия

Огонь

Земля

Сост. тела

Холерический

меланхолический

Возраст

30 лет

45 лет

Вр. года

Лето

осень

Место

Север

Запад

влажный

Жидкость

Кровь

лимфа

Стихия

воздух

Вода

Сост. тела

сангвинический

Флегматический

Возраст

До 14 лет

Более 80 лет

Вр. года

весна

зима

Место

Восток

Юг

Всё началось где-то в 460-376 гг до н.э. Врач Гиппократ был весьма озадачен тем, что разные люди болеют разным и по-разному. До этого многие продвинутые греки считали, что в теле человеческом есть некое начало, первоэлемент. Вот Г. и подумал, что из-за преобладания к-л элемента может произойти нарушение равновесия и… появление темперамента. Т. вовсе не сразу связали с психологическими свойствами. Скорее, его с чем только не сравнивали.

Т. по Г. не был статичен – на него влияли:

- время года и климат (холерики на севере, флегматики – на юге);

- возраст,

- половые различия (бабы-флегматики) и…

- политический строй. Схема (для общего развития):

На Г. всё не заглохло. Гален (130-200 гг н.э.). Те же элементы, но чистых типов не бывает. Есть куча переходных стадий между нормой и патологией -> 9-13 типов. Факторы: пол, возраст, вр. года, климат. Т. есть и у животных, но «видовой»; есть у… отд. частей тела. Тип темп. зависит от пропорций артериальной и венозной крови.

О т. говорили и Авиценна и др.

Главное – связь с болезнью.

Душа и тело (Шелдон, Кречмер, Айзенк)

Кречмер

А почему именно с физической болезнью? ->

Лептосоматик

Шизотимия (ригидны, замкнуты, склонны к абстракциям)

Пикник

Циклотимия (общительны, реалистичны, перепады в настроениях)

Атлетик

Иксотимия (эпилептоиды: впечатлительны, зацикливаются на мелочах, сдержанно жестикулируют)

Диспластик

 Но это всё было субъективно по фотографиям. 

Шелдон

ввёл «параметрическую типологию». Измеряют по семибальной шкале признаки соматотипа и получают профиль: 7,3,2.

Эндоморф

Висцеротонический тип (медлительный, общительный, расслабленный, соц.ориентированный)

Мезоморф

Соматотонический тип (энергичный, рисковый, агрессивный, очень шумный, вечный юноша)

Эктоморф

Церебротонический тип (заторможенный, реактивный, нестандартный, непредсказуемый, хронич. усталость)

В описании много критериев: подверженность действию алкоголя, предпочитаемая деятельность и т.д.

Айзенк

выделил два фактора: интраверсия/экстраверсия, эм.устойчивость/эм. неустойчивость. На них опять накладываются 4 темперамента.

Биологические основы: Павлов, Теплов, Небылицын.

В психофизиологии всё началось типами ВНД, а закончилось – интегральными свойствами НС.

Павлов.

Исследовал собак. И заметил, что некоторые из них слишком боязливы. Он назвал их НС «слабой», а дальше – пошло-поехало.

3 типа свойств нервной системы:

1. Сила нервной системы- это тот максимальный раздражитель, который способно выдержать животное без перехода в запредельное торможение.

2. Уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения.

3. Инертность – возможность перехода между ними.

+ у человек есть типы по преобладанию сигнальных систем: 1сс – художники, 2сс – учёные.

Меланхолик – очень тревожный тип. Трус. Весь дёрганый. Это от того что пороги чувствительности низкие.  Очень реактивны и впечатлительны.

Сильный неуравновешенный – холерик, т.к. почему-то рассматривается перевес только в сторону возбуждения. Они вечно бегают. Бывают захвачены деятельностью.

Флегматик. Такой спокойненький заторможенный добрячок.

Сангвиник. – лучший тип.

Соотношение свойств Павлов приписал темпераментам из-за влияния Гиппократа.

Теплов

считал, что типов больше, нежели четыре. Есть континуум признаков. Да и свойств больше, нежели три. Пересмотр понятия «общие св-ва НС»: приходится говорить о частных св-вах НС, имея в виду св-ва отдельных анализаторных систем, о парциональных типах, имея в виду различные подкрепления. К тем основным св-вам были добавлены ещё два: динамичность и лабильность.

Небылицын

списал темпераменты на характеристику блока ПРК по Лурии. есть ли др. физиол. основы Т, кроме анализаторных отделов коры, к-рые изуч. при помощи условно-рефлекторных процедур? Возглавил поиски этих основ в св-вах лобно-ретикулярных ст-р ГМ (отвечают за общую активность По и его регуляцию) и лобно-лимбических стр-р (отвеч. за эмоц. аспекты По)

ð1.поиски органич. коррелятов инд-ти в более широких биологич. функциях человека имеют смысл.

ð2. О 4х типах Т в науке серьезно говорить уже не приходится; Т определяется как совокупность динамич. св-в По.

Б.Г. Ананьев

подразделял индивидные св-ва чел. на  два класса: возрастно-половые(стадии онтогенетич. эволюции индивида; онтогенез полового диморфизма) и индив.-типические(конституция; нейродинамическиесв-ва мозга; функциональная ассиметрия) св-ва. Эти два класса называются первичными; предполагется, что они определяют динамику вторичных качеств (психофизиологические функции и органические потребности). Наивысшей формой интеграции индив. св-в человека являются темперамент и задатки.

? наследственности

Не всё так просто, как пишет Шмелёв. На самом деле, поведенческие проявления темперамента м.б. приобретёнными. Уже Павлов говорил о влиянии опыта. И рассказывал про собачку, выращенную только в клетке, которая вела себя как меланхолик, а по тестам получалась аж сангвиником.

Описания.

Сангвиник. Весёлый и широкий. Поверхностный. Любезный очень.

Холерик. Впечатлительный, порывистый. Тревога постоянна. Исключительность мыслей.

Флегматик. Спокойный. Тихий. Ленивый.

Меланхолик. Стеснённость в движениях и решениях. Страстность. Очень (слишком) серьёзно ко всему относятся.

(по Стендалю)

Чё личность с ним делает?

1. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) представляет собой систему индивидуально-своеобразных приёмов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определённой деятельности [2]. Неэффективное использование своих возможностей иногда называют псевдостилем. Они ИСД по определению не являются, зато по мнению Щукина м.б. определённым этапом в развитии ИСД.

2. Е.А. Климов выделяет в структуре индивидуального стиля 2 группы особенностей:

- ядро (непроизвольно и базируется на св-вах НС) и

- пристройку к ядру (особенности которые вырабатываются в результате сознательных и стихийных поисков). А в самом ядре есть положительные и отрицательные особенности (способствующие и препятствующие деятельности). Отсюда выделяются механизмы, лежащие в основе ИСД: адаптация и компенсация. Есть ещё и механизмы коррекции.

3. ИСД также тесно связан с избирательностью в отношении различных ситуаций и заданий. Организация рабочего места и ориентировочной части в деятельности.

4. На ИСД влияет вся личность целиком, а не только отдельные характеристики НС. Мотивация! Ведёт к ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента. Её очень важно учитывать при попытке корректировать деятельность. Т.к. в этом случае уже имеется опыт и основная задача другая - производство (см. Климова).

Мотивация действует опосредованно – через эмоции:

эмоц. состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека.

В зависимости от свойств НС ситуации напряжения по-разному влияют на деятельность.

У Толочек видно, что разные стили борцов требуют разной подготовки тактико-технической, физической, психологической. Ожидание и настрой на поединок. Влияние предыдущих ПС.

5. Самооценка и установка. Разные типы имеют разную самооценку (подвижные м. переоценивать). А самооценка результирует в определённых установках (в Узнадзовском определении). Вообще, глобально можно предположить, что ИСД – своего рода установка. Самооценку надо корректировать.

6. Индивидуальность в целом. Способность к обучению. Поэтому необходим индивидуальный подход к обучению. Этот момент надо учитывать и при проф. ориентировании.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
70 Kb
Скачали:
0