1. Развитие зоопси (Торндайк), 2. развитие функциональной психологии, рефлексология Бехтерева, эксперименты Смола и Торндайка. -> Наука о поведении. Поведение – все внешние проявления психической деятельности. Поведение противопоставляется сознанию как внешний - внутреннему; поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается сторонним наблюдателем. Факты поведения:1. Это неотъемлемая сторона внутреннего состояния; 2. Это непосредственное выражение характера человека. 3. Поведение может рассматриваться как средство общения. Поведение - это: 1) Внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием деятельности, общением людей; 2) Отдельные движения и жесты. 3) Действия как более крупные факты поведения, имеющие определенный смысл. 4) Поступки – еще более крупные акты поведения, которые имеют общественное или социальное значение.
1913, Дж. Уотсон, «психология с точки зрения бихевиориста». Выдвигает основы для построения новой программы психологии: 1) Здравый смысл. 2) Запросы практики. 3) Психология должна стать естественнонаучной дисциплиной (тоже мне новость!). Отношение бихевиористов к сознанию: «Бихевиористы ни в чем не находят доказательств существования потока сознания, они считают доказанным только существование постоянно расширяющегося потока поведения». Есть еще точка зрения (по-моему, более поздняя), не такая категоричная: бихевиористы не изучают сознание потому что нет адекватных методов, а поведение можно изучать достаточно объективно, но это не значит, что сознания совсем нет.
– все поступки и млова, как приобрет., так и врожд., то, что люди делают от рождения до смерти; это каждая реакция в отв. На вне St, посредством кот. Индивид приспосабливается.
Теоретическая программа Уотсона: Поведение – это система реакций. Если мы естественная наука, то надо найти ему причинное объяснение, следовательно, надо найти такое причинное воздействие, которое вызвало эту реакцию. Это и есть схема S-R. Отношение S-R – это единица поведения. Задачи бихевиоризма: 1) Выявить и описать типы реакций. 2) Исследовать процесс их образования. 3) Изучать законы их комбинаций (образование сложного повдения). 4) Научиться по стимулу предсказывать реакцию и по наблюдаемой реакции судить о том, какой был стимул в индивидуальной и общественной жизни.
R+ |
приобр |
Наследств |
Вну |
Мышление (вне речь) |
Железы |
вне |
Игра в теннис |
Иснт. и em+ |
Все новые реакции приобретаются путем обуславливания в сочетании с нейтральным стимулом. Образование сложных реакций: S1 -> R1, S2->R2, S3->R3; S1+S2+S3=A; A->R1,R2,R3
- индивидуально приобретённое или заученное д. Поведение – res обучения. Память – удержание навыков. Нужна одновременность и повторение. А так – слепые пробы и ошибки.
Поведение – молярный феном., а есть молек.
Сва-ва поведения: напр-ть на цель, понятливость, пластичность, селективность.
Детерминанты: - независ. Переменные (St+ и исх. Физич. Сост.); - спос-ти (видовые св-ва орг-ма); - вну перменные: намерения и познават. П-сы.
Иссл-л – латентное научение. «Когнитивная карта».
St м.б. и вне, и вну. Потребность – тоже стимул активности. Подкрепление снимает активность. Понятие градиента цели. Существуют антиципирующие реакции – идеи, цели.
TOTE
Алгоритм: образ, план, порядок
инструментальное (оперантное научение) Идея подкрепления: если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большей легкостью и постоянством. Классическое (без подкрепления) и оперантное обуславливание являются универсальными механизмами научения, общими для человека и животного. Процесс обучения представлен автоматически – нет активности субъекта.
Практика сильная -> когн. Пси.
Но: 1. нет анализа продуктив Д, 2. признание интраспект. Со, 3. отрыв от соц. Среды, 4. нет Л.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.