3 ЭТАП: Империя ЦИНЬ ( 221г.- 207г. До н.э.)- в течении3 в. до .э. царство цинь почти подчинило себе все 7 государств .В итоге Все области Китая объединились в единое государство империю ЦИНЬ. Правительприобретает новый титул Хуанди, власть его неограниченна, обожествлялась , его особа священна и неприкосновенна. Во главе империи находились два министра – одновременнобыли советниками императора и управляющими центральными ведомствами. Сформировался Государственный аппарат с особым персональным составом. Все госуд. Служащие наделялись одним из 20 рангов чинов которые далеко не всегда совпадали с должностью. Империя была разделена на 36 областей, каждую область возглавлял губернатор наместник и военный начальник. Особая личность в империи Цинь – это выделяется Цинь –Ши – Хуаджи – он повторил реформы Шань-Яна ( провел тоталитарным способом , диспотичным):
1. Провел реформу чиновничьего аппарата- заставил чинвников сдать экзамены.
2. Борьба с коррупцией
3. Финансовая- появляется монета, налоговая система меняется.
4. Военная- невероятная дисциплина в армии ,сужить в армии до 2 лет.
5. Администативная.
6. Построил Великую китайскую стену.
7. Построил около 700 дворцов , искал лексир молодости.
КИТАЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО- это азиатское государство с квазисобственостью, нет финансовой , личной свободы защищенности.
ВОПРОС 10. Законы Хамураппи
ВОПРОСЫ НА ОТВЕТЫ В Методичке:
I. Общая характеристика Законов Хамурапи.
1. Хамурапи – царь, правивший Вавилоном и объединенной Месопотамией (Вавилонией) в 1792-1750гг до н. э. При нем Вавилон достиг своего социально-экономического и политического расцвета.
2. Источники законов Хамурапи (ЗХ): царские «указы о восстановлении справедливости», судебники предшествующих царств и отдельных городов Месопотамии, судебная практика. ЗХ – один из выдающихся источников Древнего права.
3. Примитивность правовой техники: отсутствуют элементарные правовые понятия, не проводится различие между гражданскими и уголовным и делами, несистематизированный характер (сначала излагаются нормы уголовного и процессуального права, затем – земельного, торгового, затем опять – уголовного, а заканчивается текст бессистемным перечислением правил из большого числа различных областей общественной жизни).
Казуистический характер: аренда земли (в случае если арендатор не вырастил хлеб – отдать хлеб, в случае если поле не было обработано – обработать и отдать хлеб и т.п. Ст. 42-46), сделки займа между тамкаром и шамаллумом (если потерпит убыток, а деньги были даны беспроцентно – вернуть основную сумму, если деньги отнимет вор – свободен от ответственности и т.п. Ст. 102, 103, 106, 107), измена (жену застали с другим – бросить обоих в воду; муж обвинил, но не застали – клятва перед Богом. Ст. 129, 131), сделка аренды дома (ст. 78 конкретный случай, когда хозяин выселяет до истечения срока). Практически все статьи начинаются с «Если…», т.е. они описывали конкретные случаи.
Формализм и символичность: юрисдикции зависела от согласия сторон, т.е не было гарантий, что стороны вынесут спор на разрешение независимых органов и не будут выяснять отношения силой. Выяснение отношений путем применения боевых действий было обусловлено тем, что чрезвычайно трудно было привлечь обвиненного в преступлении к суду, заставить выступить свидетелей по делу. Не существовало гарантий и того, что вынесенное судебное решение будет исполнено и что стороны не прибегнут даже при его наличии к силовому разрешению спорного вопроса.
4. Принцип талиона(Ст. 230, 210, 195-200, за убийство детей – смерть детей убийцы, зуб за зуб, глаз – за глаз, кость – за кость и т.п.Действовал только для равных по статусу);
II. Социальная структура и правовое положение основных групп населения.
1. Дворцовый раб или раб мушкенума мог взять в жены свободную женщину и их дети были свободными (Ст.175); дети свободного и рабыни были свободны и в случае признания отцом могли претендовать на наследство (ст. 170-171); свободные дети раба наследовали половину имущества, остальное – господину. Вид рабства – «вардум»
2. 2 группы свободных: Авилум («сын человека», «человек») и Мушкенум («царский человек», «падающий ниц»)
Авилум –самостоятельный мужчина-хозяин, глава патриархального семейства. Мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений. Вполне полноправная личность с точки зрения права (субъект, ст. 185 – усыновление),
Мушкенум – владельцы участков земли, переданных им на определенных условиях из царского фонда.
Авилум обладал более высоким соц. положением (Статьи об охране здоровья 196-201: если авилум нанес вред здоровью авилума – принцип талиона, если мушкенума – деньги; Ст. 215-220: большее вознаграждение за вылечивание (10 сиклей)). В некоторых случаях мушкенум пользовался особой правовой защитой (их рабы обладали некоторыми преимуществами по отношению к рабам людей (Ст. 175-176 – приравнивание к статусу дворцового раба), Ст. 8 - кража у мушкенума и дворцовая кража – штраф).Это было связано с тем, что мушкенумы выступали как единоличники (они порвали с общиной), в отличии от авилумов, которые могли рассчитывать на поддержку общины.
Но существовали и женщины, способные быть субъектом права. Для этого необходимо было выйти из-под патриархальной власти отца семейства или мужа (вдовство или развод не по вине жены). Особая категория – жрицы-энтум. Они получали привилегии в наследовании отцовского имущества (Ст. 148 – распоряжение отцовским наследством), но в то же время они имели и обязательства (ст.110 – запрет на вход в корчму для питья вина).
III. Имущественные отношения и обязательства по ЗХ
1. Я считаю, что нельзя говорить о становлении института земельной частной собственности. Потому что в законах Хамурапи упоминается только гос. собственность (царская или храмовая, которая могла передаваться воинам или мушкенумам) и общинная собственность, наделы из которой выделялись членам общины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.