Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Планирование на предприятии», страница 2

№ п/п

Наименование показателя

Ед. измерения

Факт

(отчетный период)

План

(планируемый период)

Индекс или процент изменения (план к факту)

1

2

3

4

5

6

1.

Выпуск товарной продукции по основным видам продукции:

-

-

натур. единицы измерения

2.

Выпуск товарной продукции, всего

в том числе по основным видам продукции:

-

-

тыс. руб.

тыс. руб.

4.

Выручка от реализации продукции всего

в том числе по основным видам продукции:

-

-

тыс. руб.

тыс. руб.

5.

Себестоимость реализованной продукции всего

в том числе по основным видам продукции:

-

-

тыс. руб.

6.

Прибыль от реализации всего

 в том числе по основным видам продукции:

-

-

тыс. руб.

тыс. руб.

7.

Рентабельность продукции

в том числе по основным видам  продукции:

-

-

%

%

8.

Среднесписочная численность персонала

чел.

9.

Среднемесячная заработная плата 1 работника (за счет себестоимости)

тыс. руб.

10.

Производительность труда (выработка) 1 работника

тыс. руб.

11.

Чистая прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия

тыс. руб.

12.

Фонды накопления

тыс. руб.

13.

Фонды потребления

тыс. руб.

4  Содержание и задачи  части 2 «Сводный  план  предприятия»

В данном разделе курсового проекта представлены таблицы в формате Excel, встречающиеся при составлении Сводного плана наиболее часто. 

Математические формулы  расчета производственно-экономических показателей, а также формулы логического контроля приведены в Макете Сводного плана в Приложении к данным методическим указаниям (далее для сокращения – в Макете).

Ячейки, в которые студент должен самостоятельно внести данные для моделирования ситуации, выделены коричневым цветом. Ячейки, в которых студент должен самостоятельно внести формулы расчета показателей, выделены красным цветом. Показатели в ячейках, не выделенных цветом, рассчитываются  автоматически.

4.1 Планирование объема продаж и выпуска товарной и валовой продукции (работ, услуг).  

Процесс тактического планирования на предприятии начинается с разработки  Плана продаж.

В Плане продаж определяются  следующие основные показатели: объем продаж  в  натуральном и стоимостном выражении в разрезе номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг), качественные характеристики, планируемые объемы в привязке к срокам поставки продукции, перечень потребителей в соответствии с договорами (при наличии).

План продаж составляется соответствующей службой по сбыту на основе всестороннего анализа сбыта продукции за прошлые периоды, анализа рынка, исследования его конъюнктуры, прогнозируемого изменения потенциала рынка, оценки конкурентоспособности  и цены выпускаемой продукции по ее видам. 

Исходя из сформированного Плана продаж, а также исходя из остатков готовой нереализованной продукции  на начало и конец планового периода на складе,  рассчитывается плановый объем производства товарной продукции в натуральном выражении по предприятию в целом и его  структурным  подразделениям. В объеме производства валовой продукции по структурным подразделениям помимо товарной продукции учитывается объем производства продукции (работ, услуг) для собственных подразделений предприятия  (внутрипроизводственный оборот).

План по объемам производства (производственная программа) должен обеспечивать:

  • полную и эффективную загрузку технологического оборудования и персонала;
  • соответствие производственным мощностям;
  • максимальный совокупный доход при формировании производственной программы с приоритетом  более рентабельных видов продукции.

В данном курсовом проекте объем незавершенного производства не планируется.

В таблицах 1 и 2 Макета проектант самостоятельно устанавливает следующие показатели:

1) отчетные данные по объему продаж, по выпуску товарной и валовой продукции, по остаткам готовой продукции на складе на начало и коней отчетного периода в натуральном выражении;

2) плановые данные по объему продаж, по выпуску товарной и валовой продукции, по остаткам готовой продукции на складе на начало и коней планируемого периода в натуральном выражении.

Применительно к Макету, планирование объемов производства по механическому участку осуществляется отдельно по старому и вновь вводимому  оборудованию вследствие  различных производственно-экономических характеристик данного оборудования и, соответственно, различной себестоимости производства продукции на данном оборудовании.

4.2  Планирование Сметы затрат на производство и себестоимости продукции

            Планирование себестоимости продукции начинается с составления плановых калькуляций по видам продукции (таблица 3 Макета).         Для этого первоначально рассчитываются прямые затраты. При этом в плановом периоде учитывается снижение себестоимости продукции по сравнению с фактически достигнутым уровнем в соответствии с мероприятиями, предлагаемыми проектантом,  по следующим направлениям:

1) повышение технического уровня производства, предполагающее внедрение новой более прогрессивной техники и технологии, механизацию и автоматизацию производства, совершенствование экстенсивного и интенсивного использования основных фондов;

2) рациональное использование материальных ресурсов за счет применения ресурсосберегающих технологий, внедрения более дешевых видов сырья, материалов, сокращения потерь от брака, налаживания входного контроля за качеством исходных материалов, применения научно-обоснованных ном расхода материальных ресурсов, использования вторичных ресурсов и возвратных отходов и т.п.;

3) совершенствование организации производства, труда и управления за счет современной организации труда, подготовки рабочего места, снижения потерь рабочего времени, применения передовых методов и способов труда, повышения квалификации кадров, улучшения материально-технического снабжения, совершенствования управления производством.