Классификация бесконтактных электрических машин и их физическая структура, страница 10

Специфика торцовых БСМ проявляется в их основном расчет­ном уравнении, несколько отличающемся от аналогичного урав­нения (1.43) для машин цилиндрической конструкции, так как проводники обмотки якоря ориентированы по радиусу. Действи­тельно, согласно (1.40) и (1.3), имеем, например, для БСМ, изо­браженной на рис. 3.16,

с18==т1(1Е^                   (3.14)

й^==4^о'®А/Ф5,                  (3.15)

где элементарное приращение потока одного полюса на бесконеч­но малом элементе радиуса д.г

с1Ф^=В^Х(1г=В^(л012р)с1г.           (3.16) Выражая ток из (1.41) как

!==л^А/N==л^Л/(2тV^^)             (3.17)

и подставляя записанные выше формулы в (3.14) с учетом }== ==рп/60, получим

с18=1гпВ^Ас1г,                    (3.18)

где 1г определяется по (1.45).

Поскольку на разных радиусах /==сопз1, согласно (3.17) име­ем ЛД=соп81;, и, следовательно, максимальная линейная нагрузка реализуется на минимальном диаметре якоря 0\, т. е.

у^^О.б^+Кп^+^+гУо.б^+Кт^!)];

Кт==н.эи)5/А:2.                      (7.44)

Формула для магнитного числа Рейнольдса легко приводится к вводимому в § 7.4 выражению (7.17). Используя (7.43) и (7.44),

нетрудно показать, что при Кт»1, когда у^1г(\-}-1)-/^5К.т, индукция в роторе уменьшается в е раз на глубине

Дд==(0,511ои)5)-0.5,                    (7.45)

называемой глубиной проникновения. Последнее соотношение уже использовалось в § 7.4.

Из (7.45) следует, в частности, что при пуске двигателя, пи­таемого от сети с частотой /==50 Гц, значение Дв= 1...3 мм, а в ра­бочем режиме (5»0,05) Ад»5... 15 мм. При /=400 Гц эти значе­ния уменьшаются почти втрое.

Если распределение магнитной индукции и напряженности из­вестно, можно найти распределения тока в роторе по (7.14) и элект­ромагнитных сил как Т==]хВ, а затем определить электромагнит­ный момент двигателя. Следует иметь в виду, что в пределах актив­ного слоя ротора магнитная проницаемость стали ц изменяется и даже ее среднее значение |и.ср заранее неизвестно. Поэтому при строгом анализе можно использовать итерационный метод, зада­ваясь (Хср и корректируя его в процессе расчетов с помощью зави­симости (1==ц(Я) для материала ротора.

В инженерной практике при анализе АМ с массивным ротором обычно используют схемы замещения АМ (см. рис. 1.13), вводя в них  интегральные параметры вторичной цепи, которые, по Л. Р. Нейману, имеют вид

/?2=2д^р/га1 (Vг)^о)'2•/0,5р.ш8/з/р•,             (7.46)

^2=(о,/а,)/?2,                    (7.47)

где коэффициенты а,г и Ох учитывают изменение ц и потери на гис­терезис (йг»1,4; йж%;0,85), Ар учитывает влияние торцовых частей ротора.

При пуске, когда х== 1, имеем малые значения Ав и большие Кч', что улучшает пусковые свойства двигателя. Поэтому АД с массив­ным ротором хорошо приспособлены для режимов с частым пус­ком (например, в системах автоматического управления). В систе­мах управления часто применяют конструкцию двигателя с полым ферромагнитным ротором, поскольку электромагнитное взаимо­действие осуществляется лишь в пределах толщины Ад, а внутрен­няя часть массивного ротора является нерабочей.

В качестве силовых агрегатов двигатели со сплошным ротором применяются редко из-за низких значений КПД. Последнее связа­но с тем, что вторичный ток течет по ферромагнитному материалу, обладающему повышенным удельным сопротивлением, причем тол­щина токового слоя на поверхности ротора мала, а скольжение относительно велико. Значения коэффициента мощности соаср у АД с массивным ротором также меньше, чем у обычных АД. Например, для АД с массивным ротором при мощностях 50...500 Вт имеем 5» 0,3...0,4, т]=0,2...0,3, со5ф==0,6.

Для борьбы с поперечным краевым эффектом (см. § 7.4) на на­ружной поверхности массивного ротора в ряде случаев фрезеруют­ся продольные пазы, предотвращающие появление заметных тан­генциальных токов. Иногда используют АД с омедненным сплош­ным ротором.

§ 7.6. Каскадные БЭМ

1 '"""Каскадные БЭМ представляют собой объединение на одном ва­лу двух машин с электрически связанными обмотками роторов. Обычно, по крайней мере одна из ма­шин, входящих в состав каскадной ма­шины, является асинхронной.

На рис. 7.23 приведен эскиз асин­хронной каскадной БЭМ, состоящей из двух асинхронных машин, у которых роторные обмотки / и 4 замкнуты друг на друга с перекрещиванием фаз (ин­версные обмотки). Статорная обмотка

2 первой машины включается в сеть, а р^ 723. Эскиз асинхронной статорная обмотка 3 второй машины —     каскадной машины на регулируемое сопротивление. Такая каскадная машина является по существу асинхронным двигателем с улучшенными пусковыми и регулировочными характеристиками. Вторая машина выполняет роль бесконтактного регулировочного звена, с помощью которого можно изменять приведенное активное сопротивление вторичной цепи асинхронной машины и смещать ха­рактеристики Мэм(к) (см. рис. 1.14) и п(М) (см. рис. 7.2, б) с целью увеличения пускового момента или регулирования частоты враще­ния. Роторные обмотки могут выполняться стержневыми. Достоин­ством каскадного АД является также то, что он характеризуется повышенным числом пар полюсов, включающим число пар полюсов обоих каскадов; это важно при разработке тихоходных асинхрон­ных двигателей.._|

Каскадная БЭМ (рис. 7.23) может использоваться и как асин­хронный генератор со стабилизацией частоты методом подгрузки (см. § 7.3), у которого статорная обмотка первой машины соеди­нена с основной нагрузкой, а статорная обмотка второй машины —

с регулируемым сопротивлением. Этот же тип БЭМ позволяет ге­нерировать ток постоянной частоты в обмотке 3 при переменной частоте вращения ротора, если питать обмотку 2 током регулируе­мой частоты от отдельного преобразователя. Такие машины пред­ставляют интерес для установок, имеющих переменную частоту вращения вала привода (например, авиационных).