Электроэнергетика в наше время неразрывно связана с качественным улучшением показателей электрических машин. Один из радикальных путей такаго улучшения – разработка и внедрение бесконтактных электрических машин (БЭМ), обладающих высокой надёжностью, повышенными электромагнитными и механическими нагрузками и соответственно улучшенными массогабаритными показателями. Благодаря способности работать при повышенных температурах, пониженных давлениях, в вакууме, при больших динамических перегрузках, в присутствии химически активных веществ БЭМ с каждым годом всё шире используются в транспортных установках, на летательных аппаратах различных типов, в технологических устройствах, в робототехнике, медицине и других важных областях современной техники.
Главная особенность БЭМ – отсутствие подвижных электрических контактов, широко используемых в обычных электрических машинах. БЭМ обладают существенными особенностями расчётно-теоретического характера, определяемыми выбором предельных электромагнитных, тепловых и механических нагрузок, учётом динамических показателей, широким применением постоянных магнитов, спецификой регулирования и стабилизации выходных параметров, расширенными функциональными возможностями и т.п. Ряд особенностей БЭМ связан с их конструктивным исполнением.
Один из радикальных путей повышения надёжности, расширение функциональных возможностей и улучшение общих характеристик электрических машин – отказ от использования щёточных электрических контактов и переход к БЭМ.
Во-первых, по имеющимся статистическим данным щёточный контакт при нормальных условиях работы наряду с изоляцией и подшипниковыми узлами вызывает наибольшее число отказов в работе электрических машин.
Во-вторых, при нестандартных условиях окружающей среды щёточный контакт в электрических машинах либо резко ухудшает свою работу, либо вообще становится неработоспособным. Наличие щёточного контакта недопустимо в присутствии воспламеняющихся газов или паров. Работоспособность контактных устройств резко ухудшается при воздействии ионизирующего излучения, они плохо работают при наличии вибраций.
В-третьих, щёточный контакт существенно ограничивает допустимую скорость ротора электрической машины.
В-четвёртых, щёточный контакт создаёт дополнительные электрические и механические потери, является источником шумов и помех.
В-пятых, щёточный контакт значительно сокращает срок службы электрической машины.
Щеточный контакт усложняет обслуживание машины, загрязняет внутренние полости машины графитовой пылью, снижающей электрическую прочность изоляции препятствуя применению в машине высокоэффективного струйного жидкостного охлаждения, ухудшает стабильность параметров машины и т.п.
Создание высокоэффективных БЭМ – одна из наиболее актуальных задач, выдвигаемых перед специалистами в области энергетики летательных аппаратов.
Классификация авиационных бесконтактных генераторов (АБГ)
АБГ классифицируются следующим образом:
· по принципу действия:
– индукторные с электромагнитным возбуждением или с постоянными магнитами;
– синхронные с электромагнитным возбуждением;
– магнитоэлектрические, возбуждаемые постоянными магнитами,
– индукционные;
· по конструкции ротора:
– с клювообразным ротором
– с ротором типа «звездочка»
· по роду тока:
– постоянного тока
– переменного тока
1 Индукторные АБГ
Индукторнойназывается машина, у которой магнитная индукция в каждой точке рабочего зазора изменяется только по величине, а ее направление остается постоянным. Отсюда следует, что индукция в зазоре индукторных машин (ИМ) имеет пульсирующий характер и содержит переменную и постоянную составляющие. Обмотки якоря и возбуждения в ИМ находятся на статоре, а изменение во времени магнитного потока, сцепленного с обмоткой якоря, достигается за счет периодического изменения магнитного сопротивления на пути рабочего потока при вращении зубчатого ротора. Так как число зубцов на роторе можно сделать большим, ИМ характеризуются повышенными частотами тока (f≈400... 30000 Гц).
Достоинствами индукторных машин помимо способности генерировать или использовать токи повышенной частоты являются простота конструкции ротора, высокая надежность, хорошее регулирование, работоспособность в сложных окружающих условиях (при повышенных температурах, низких давлениях, присутствии агрессивных сред и т. п.).
Главный недостаток ИМ проявляется в наличии постоянной составляющей магнитного потока, которая не участвует в наведении рабочей ЭДС, но загружает магнитопровод и требует существенного увеличения его объема и массы по сравнению с обычными синхронными машинами.
Основные типы индукторных машин:
1) одноимённополюсные;
2) разноимённополюсные.
В одноименнополюсных ИМ к якорю примыкают магнитные полюсы только одной полярности. На рис. 1. а показана однопакетная одноименнополюсная ИМ.
Рисунок 1 – Однопакетная (а) и двухпакетная (б) одноименно полюсно индукторные машины:
1– шихтованный пакет якоря; 2 – якорная обмотка; 3 – корпус; 4 – кольцевая обмотка возбуждения; 5 – магнитомягкая втулка; 6 – пакет с выступами.
При работе ИМ в генераторном режиме благодаря вращению ротора с каждой секцией ОЯ будет поочередно сцеплен то поток Фmах, то Фmin, вследствие чего в ОЯ наводится рабочая ЭДС. Отличие рассмотренной ИМ от обычной синхронной машины СМ заключается в том, что в СМ при идентичной форме ротора его соседние выступы имеют противоположную полярность и поток Фв изменяется не от Фmах до Фmin с сохранением полярности, а от Фmax до -Фmах с изменением полярности. Следовательно при одинаковой предельной загрузке магнитопровода (Фmax) использование потока в ИМ хуже, чем в СМ.
Рисунок 2– Одноименнополюсная индукуторная машина с двусторонним возбуждением
Недостатком ИМ, изображенной на рис. 1.а, является наличие зазора δдоп. Его можно устранить в двухпакетной ИМ (рис. 1.б). В такой конструкции активные зоны с ОЯ и зубчатым ротором размещаются по обеим сторонам от ОВ, а принцип действия тот же.
Рисунок 3 – Разноименнополюсная индукторная машина:
1– шихтованный пакет; 2 – обмотка возбкждения; 3 – обмотка якоря.
Симметричная конструкция одноименнополюсной ИМ может быть реализована в однопакетной машине с двусторонним возбуждением (см. рис. 2, где обозначения те же, что и на рис. 1).
Принципы, заложенные в ИМ на рис. 2, можно эффективно реализовать в рассмотренной ранее АВГ с внешнезамкнутым потоком, если обмотки возбуждения включить не согласно, а встречно. Тогда создается два симметричных потока, охватывающих обе ОВ подобно тому, как это имеет место на рис. 2, причем под когтеобразными выступами имеем Фmax, а в областях между ними – Фmin. Такой режим включения ОВ для АБГ с внешнезамкнутым потоком и ее перевод в режим индукторной машины позволяет удвоить частоту тока в ОЯ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.