Аттестация проводится раз в четыре года, последняя проводилась в 1998 году, проведение очередной аттестации намечено на конец декабря текущего года. В период проведения аттестации 1998 года независимые эксперты не приглашались. Аттестация проводится в форме собеседования по кругу вопросов, касающихся специфики бухгалтерского учета в бюджетных организациях и хозорганах, знания необходимых для проведения ревизий и проверок нормативно-правовой базы документов, методов выявления финансовых нарушений и объема санкций, применяемых к нарушителям.
Оценка степени соответствия служащего занимаемой им государственной должности — главный элемент аттестационной процедуры. Критерий оценки — это те конкретные требования, которым должна соответствовать деятельность работника КРУ, в том числе учитываются его личностные качества, организаторские способности, степень участия в решении поставленных перед КРУ задач, сложность выполняемой им работы, ее результативность, глубина профессиональных знаний, постоянное повышение уровня квалификации, профессиональная переподготовка.
Раз в шесть месяцев аттестационная комиссия проводит государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда тем работникам КРУ, кто был назначен впервые на государственную должность, а также очередного разряда тем, кто был повышен в должности и прошел испытательный срок. Цель экзамена — проверка знаний и практических навыков служащего, необходимых ему для выполнения служебных функций в пределах занимаемой должности. Со дня присвоения квалификационного разряда работнику устанавливается надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд.
Продвижение по службе в КРУ происходит по мере появления штатных вакансий вышестоящих должностей, которые возникают в связи с выходом штатных работников на пенсию, увольнением путем перевода на работу в аппарат Минфина России или аппарат областной администрации.
Перемещение производится по усмотрению руководителя КРУ, но в каждом конкретном случае исходя из результатов оценки деловых, личностных, нравственных качеств работника, учета эффективного исполнения им своих должностных обязанностей.
На практике при замещении вакантных должностей государственной службы 2-й и 3-й групп конкурс среди специалистов КРУ не проводится.
Для того чтобы соответствовать уровню занимаемой должности работники КРУ обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет, а лица, замещающие руководящие должности (не ниже заместителя начальника отдела) не реже одного раза в три года.
Однако данное правило не всегда выдерживается по срокам. Например, в 1999 году прошли повышение квалификации 10 работников КРУ, в 2000-2001 годах — 14 человек. В 2001-2002 году в ОРАГС прошли профессиональную переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление» 4 человека, в Москве на баз Академии народного хозяйства при Правительстве РФ — 1 человек.
По состоянию на 1 января 2002 года штат КРУ в Орловской области был укомплектован полностью. Общая численность служащих составила 79 чел, из них: главные специалисты — 1, ведущие — 35, старшие — 36, младшие — 7. Из общего числа 71 сотрудник имеет квалификационный разряд. Средний возраст работников КРУ 41 год, причем женщины составляют 2/3 коллектива. В возрастной структуре преобладают лица с солидным опытом работы в возрасте от 30 до 50 лет — 48 чел. На втором месте лица предпенсионного и пенсионного возраста от 50 до 60 лет — 14 чел. Лиц предельного возраста службы старше 60 лет в организации 6,3%. 45,5% лиц, замещающих государственные должности, проработали в государственных органах боле 15 лет, из которых основной костяк — ведущие и старшие специалисты. Лиц со стажем работы от 10 до 15 лет в структуре аппарата 19%.
Из общей численности высшее образование имеют 66 человек. Все ведущие и старшие должности укомплектованы людьми с высшим профильным образованием, среди которых 6 человек имеют второе высшее послевузовское образование и еще 5 человек в настоящее время получают второе высшее образование.
Лиц со средним профильным образование в КРУ 13 человек, в том числе 3 чел. замещают ведущие должности, 7 чел. — старшие должности.
В заключение хочется сказать, что на основании изученных и обобщенных мнений ученых можно сделать вывод о том, что правовое регулирование государственно-служебных отношений в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления. Имеются проблемы в государственной службе как на федеральном, так и на региональном уровне, которые существенно тормозят развитие государственной службы, а следовательно, развитие государства в целом и проводимых им социально-экономических реформ.
Эти проблемы связаны с несовершенством действующего законодательства, с отсутствием ряда необходимых федеральных законов. Сейчас сложилась ситуация, когда все субъекты федерации приняли свои законы о государственной службе, а федеральная государственная служба соответствующего закона не имеет. Федеральный закон от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы РФ» носит рамочный характер.
Положение же о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента от 22.12.1993 г., в 2000 году было отменено. И вся федеральная государственная служба ныне держится на «указном» праве.
В настоящее время кадровые службы в госорганах, призванные реализовывать кадровые технологии (обучение, подготовка, переподготовка, повышение квалификации, проведение конкурсов, стажировка, оценка персонала, мотивация персонала) для повышения объективности при принятии решений по кадровым вопросам носят декларативный и формальный характер.
Статус кадровых служб принижен, они фактически не несут ответственности ни за качественный состав служащих, ни за рациональное использование их профессиональных возможностей. В продвижении по службе внутри организации доминируют не результаты конкурсов, квалификационных экзаменов аттестации, мнения кадровой службы, а решение руководителей.
Потому дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы, желательно развивать по пути повышения правового статуса органов управления госслужбой и кадровых служб госорганов, установление четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений госслужащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.
В частности, требуют правового урегулирования вопросы прохождения госслужбы, связанные с проведением квалификационных экзаменов, присвоением квалификационных разрядов, критериями оценки качества работы госслужащих, условиями продвижения по службе, государственными гарантиями для госслужащих.
Из практического опыта прохождения госслужбы в территориальном органе контрольно-ревизионного аппарата Минфина РФ следует порекомендовать усовершенствовать систему подготовки, повышения квалификации и профессиональной аттестации работников.
При проведении аттестации обязательно присутствие независимых экспертов, необходимо максимально привлекать самого специалиста с его собственной самооценкой для участия, в аттестации стимулируя тем самым его саморазвитие, выявлять и показывать специалисту его потенциальные возможности, перспективы профессионального роста, создавать кадровый резерв. При определении квалификационного разряда руководствоваться не только параметром образования, стажа и опыта, а определить каждую квалификационную категорию содержательно в характеристиках профессионализма и видах компетентности, чтобы каждый аттестуемый ясно представлял себе, какими профессиональными и психологическими качествами он должен обладать для получения той или иной новой квалификационной категории.
Необходимо также закрепить обязательность повышения квалификации для работников КРУ один раз в три года в течение месяца по предметам:
– правовые знания, прежде всего финансовое законодательство;
– практика организации ревизий и проверок;
– опыт центрального аппарата Минфина РФ и наиболее успешно работающих территориальных КРУ в субъектах РФ.
Направлять на повышение квалификации вновь принятых работников в первый год работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.