Исследовать, анализировать предупреждать (задача Федерального государственного учреждения "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте"), страница 3

- Их профилактика также входит в сферу деятельности Центра?

- Да, и с этой целью мы проводим большой объем исследований. Можно сказать, вся наша работа нацелена на профилактику и предупреждение авиационных происшествий и инцидентов. Кроме тех задач, о которых говорил выше, большое внимание уделяем применению полетной информации в повседневной работе эксплуатационных предприятий.

Чтобы выявить случаи нарушения правил эксплуатации и отказов авиационной техники практически после каждого полета (аналогов в мировой практике тому нет), в отечественной гражданской авиации действует уникальная система обязательной отработки и анализа полетной информации. Она, повторяю, действительно уникальна, и большинство авиапредприятий используют сегодня в наземных комплексах обработки полетной информации методическое и алгоритмическое обеспечение, созданное специалистами Центра.

Полетная информация позволяет решать и задачи диагностики состояния отдельных систем воздушных судов. Так, разрабатываем систему диагностирования технического состояния авиационных двигателей с использованием информации бортовой регистрирующей аппаратуры. Принципиально новым здесь является комплексный подход, объединяющий как разрабатываемое, так и существующие системы единой моделью и методологией оценки технического состояния с широким использованием полетной информации. Такой подход особенно перспективен для авиатехники нового поколения - самолетов Ту-204, Ил-96, Ту-334, на которых установлены современные высокоинформативные бортовые регистраторы. Работы в этом направлении нашли широкое международное признание и отражены в документах ИКАО.

- А что конкретно уже сделано в данной области?

- Прежде всего следует отметить, что на базе нашего Центра постоянно ведется переподготовка и повышение квалификации персонала подразделений авиапредприятий, занимающихся сбором, обработкой и анализом полетной информации. В общей сложности такой курс прошло уже свыше 300 специалистов из более чем ста авиапредприятий. Подготовлены десятки заключений по оценке соответствия этих подразделений нормативным требованиям. Ведем реестр специального программного обеспечения систем обработки полетной информации и постоянно отслеживаем его. Специалисты Центра провели испытания и оценку соответствия нормативным требованиям специального программного обеспечения систем обработки полетной информации ряда организаций, принимали активное участие в работах по замене на самолете Ту-154 эксплуатационных накоплений.

Продолжаются работы по созданию и внедрению концепции обеспечения безопасности полетов с использованием аппаратуры ЗАО "Дженерал Телеком". Она базируется на комплексном использовании объективных данных о параметрах полета и работе бортовых систем воздушного судна, получаемых в режиме реального времени.

- Как будет работать эта система?

- В ее составе - бортовая аппаратура сбора, обработки и передачи информации ЗАО "Дженерал Телеком", центральный и периферийный наземные пункты приема и анализа полетных данных, в том числе расположенный в Госцентре. Предусмотрены два режима работы. Первый - нештатная ситуация на борту. В случае ее возникновения система обеспечивает специалистов информацией, необходимой для точной оценки сложившейся обстановки. Второй - штатная работа, когда система обеспечивает решение эксплуатационных задач в режиме реального времени или же в кратчайшие после окончания полета сроки на основе информации бортовых регистраторов и данных бортовых систем.

- Каковы при этом будут функции Госцентра?

- При получении аварийного сигнала (нештатная ситуация на борту) - это анализ информации для оценки ее достоверности, визуализация полета по данным параметрической информации в реальном времени. Далее - анализ с привлечением статистического материала, моделирование динамики полета с прогнозированием развития ситуации, передача результатов анализа специалистам для оказания помощи экипажу в режиме реального времени, связь со средствами массовой информации.

Если ситуация на борту штатная, то функции Госцентра сводятся к получению и анализу материалов для обеспечения банка данных об отказах авиатехники и нарушениях правил ее эксплуатации по результатам бортовой обработки данных параметрических регистраторов, результатов работы специальных программ: ресурсы планера и двигателей, диагностика работоспособности отдельных систем, контроль расхода топлива, оценка взлетного веса и т.д.

В рамках разработки концепции обеспечения безопасности полетов с использованием аппаратуры ЗАО "Дженерал Телеком", мы совместно с разработчиком готовим нормативные и методические документы, оцениваем соответствие специального программного обеспечения нормативным требованиям, разрабатываем методики и алгоритмы специального программного обеспечения бортового контроля работоспособности бортовых систем воздушных судов, методы оценки достоверности аварийного сигнала и анализа ситуации с привлечением статистического материала банков данных по авиационным происшествиям, инцидентам и отказам авиатехники.

- И последний вопрос, Генри Леонидович, о самых ближайших задачах Госцентра.

- Конечно же, продолжать обновление лабораторного оборудования. Сегодня есть возможности для более эффективного исследования причин отказов авиационной техники, их профилактики и предотвращения, но для этого необходимы приборы и аппаратура более совершенные, более современные, соответствующие мировому научному уровню. Большая и больная проблема - омоложение кадрового состава Центра. У нас работают специалисты высочайшей квалификации, в своем роде уникальные, но жизнь есть жизнь и думать о том, кто придет им на смену завтра, нужно уже сегодня.

Очень важная задача - в соответствии с Меморандумом о соглашении между Минтрансом РФ и ИКАО о предоставлении технического сотрудничества продолжать готовить государственных инспекторов по безопасности полетов. Ну и, конечно же, будем активно продолжать работы по созданию и внедрению концепции системы обеспечения безопасности полетов с использованием аппаратуры ЗАО "Дженерал Телеком". Она имеет большое будущее, поскольку целиком и полностью направлена на решение самой главной проблемы отрасли - повышение безопасности полетов.

***

The prime goal of the civil aviation is to enhance flight safety. This task is solved on scientific, technical and practical levels by the State Center for Flight Safety in Air Transport. The Center is fully accredited and certified. The Center staff members are engaged in research work in the field of emergency situations, restoration of flight data recorders, simulation of flight dynamics and survivability in the course of accidents.Recently, according to the Government of the Russian Federation Decree the Center was handed over the jurisdiction of the Federal Authority for Transport Oversight. Presently, the Center is in charge of improving State control over the civil aviation activities, it continues to train State flight safety inspectors, creates the flight safety concept. These topics are highlighted by Henry Livshits, the Director of the Center and the Full Member of the International Transport Academy.

- Грубая посадка самолета Ту-154М, воссозданная с использованием моделирующего интерактивного комплекса.

- Результат отрыва воздушного винта самолета Ан-26.