Источник: Гражданская авиация |
ИССЛЕДОВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ.
В авиации нет более важной задачи, чем безопасность полетов. На это направлены усилия разработчиков авиационной техники, промышленности, эксплуатационных организаций. Научно-техническое, практическое обеспечение безопасности полетов главная задача и Федерального государственного учреждения "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте". Созданный без малого десять лет назад, Госцентр сегодня проводит научные и практические разработки, направленные исключительно на обеспечение безопасности полетов, обеспечивает внедрение результатов этих работ в практику эксплуатации. Рассказывает директор ФГУ "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте", действительный член Международной академии транспорта Г.Л. ЛИВШИЦ.
О работе нашего Центра и решаемых им задачах уже рассказывалось на страницах журнала (см. журнал "Гражданская авиация" N 1, 2003 г.). Напомню: Государственный центр аккредитован Министерством науки и образования в качестве научной организации, Госстандартом России в качестве Центральной испытательной лаборатории на техническую компетентность. Он аккредитован как "Центр сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники", имеет аккредитацию в Системе сертификации авиационных учебных центров гражданской авиации как Авиационный учебный центр, соответствующую лицензию. Госцентр также является коллективным членом Международной академии транспорта и имеет сертификат коллективного члена общества расследователей авиационных происшествий.
Ведем научные работы по исследованию аварийных объектов, моделированию динамики полета, восстановлению данных бортовой регистрирующей аппаратуры, исследуем проблемы выживаемости при авиационных происшествиях. В задачи Центра входят также и формирование отраслевого банка данных по надежности авиационной техники, профилактика аварийности методами использования полетной информации, международная деятельность в этой области. Осуществляем методологическую и практическую работу по подготовке государственных инспекторов в соответствии с Международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, занимаемся нормотворчеством и проводим практические работы в области сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
Принципиально новым в статусе Госцентра стало подписанное в конце прошлого года Распоряжение Правительства РФ о передаче Центра в ведение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, что, надеемся, поможет напрямую, а, следовательно, более оперативно и качественно решать поставленные задачи.
- Давайте подробнее остановимся на одной из них - исследовании аварийных объектов.
- В этом плане в нашей компетенции находится все, за исключением аэронавигационного оборудования воздушных судов и горючесмазочных материалов. Занимаемся исследованием причин неисправностей, изучаем особенности элементов конструкции самолетов и вертолетов при внешних воздействиях в полете и при столкновении с землей. В последних случаях, впрочем, речь чаще всего идет не об отказах техники, а о действиях экипажа.
В прошлом году в Центр поступило 150 отказавших объектов авиационной техники. Провели исследования и выпустили заключения по 119 из них. Подавляющее большинство работ было проведено в рамках расследований авиационных происшествий (пять катастроф) и инцидентов. Вот некоторые примеры.
В последние годы повторяющимися стали случаи отрывов воздушных винтов в полете на самолетах Ан-26. Подобное происходило и на земле. Проведенными исследованиями с учетом результатов анализа статических данных по отбраковке по трещинам валов воздушных винтов двигателей АИ-24 было установлено: разрушение вала винта двигателя носит усталостный характер и происходит в результате образования и развития усталостной трещины от шлицевого венца вала. Не вдаваясь глубоко в технические подробности, скажу: о возможности подобных случаев специалисты Госцентра неоднократно указывали ранее, однако реальных мер к их предотвращению промышленностью не принималось.Чтобы отработать методы дефектации валов, привлекли специалистов ГосНИИ ГА, в результате чего эксплуатационным предприятиям было рекомендовано ужесточить контроль качества проведения проверок валов магнитопорошковым методом. Соответствующие рекомендации были даны и промышленности. Это показательный пример того, что неисправность можно прогнозировать, что пренебрегать такими прогнозами нельзя.
На самолете Л-410УВП-Э на четвертой минуте после взлета произошел отказ двигателя. Посадка была произведена на аэродроме вылета. Повреждений самолета и пострадавших нет, двигатель отправлен на завод-изготовитель.
В процессе его разборки, производившейся с участием специалистов Госцентра, была выявлена разрушившаяся рабочая лопатка турбокомпрессора, которая вызвала его отказ в полете из-за отделения пера лопатки и его попадания в проточную часть двигателя. Разрушенная лопатка была привезена для исследования в Госцентр. Дальнейшие работы показали, что мы имеем дело с новым и мало изученным явлением нагружения в области сверхмногоцикловой усталости, когда разрушение в элементе конструкции возникает под поверхностью материала. Таким образом, помимо практических результатов, выразившихся в рекомендациях изготовителям двигателя, были получены значимые научные выводы, которые позволят еще более детально и, главное, достоверно решать задачи, связанные с разрушениями авиационных конструкций.
Эти примеры, как и любое другое изучение отказов и неисправностей авиационной техники, показывают, как велика роль лабораторных исследований. В уникальном лабораторном комплексе Центра проводится оценка качества изготовления деталей и агрегатов, для чего нередко привлекаем специалистов других организаций гражданской авиации, промышленности. Очень большое значение для правильности оценки ситуации играет накопленный нами опыт проведения подобных работ. В этой части не многие другие организации располагают специалистами столь высокой квалификации, как в Госцентре. Это и понятно, поскольку имеющийся у нас опыт отличается постоянством проведения исследовательских работ, каждая из которых уникальна по своей сути. Это относится и к случаям расследования происшествий и инцидентов, произошедших по вине экипажа.
- А как в процессе исследований оцениваются качественные характеристики материалов, просчеты в конструкции деталей и агрегатов?
- В Центральной испытательной лаборатории, сертифицированной и оснащенной специальным оборудованием, проводится большой комплекс лабораторных исследований, объем и суть которых определяется поставленной задачей. Без них причину отказа техники установить невозможно. Конечно же, в первую очередь мы проверяем качество изготовления деталей, характер разрушения, обстоятельства происшествия и многое другое, потом уже на основе особенностей конструкционных характеристик, опять-таки накопленного опыта, делаются выводы. Подобные исследования выполняются и предприятиями промышленности, поскольку на этапе эксплуатации авиационной техники в пределах гарантийных сроков все неисправности и дефекты попадают на исследование к ним. Отслеживают они элементы конструкции и при длительной эксплуатации, поскольку от этого зависит продление ресурсов воздушных судов. Мы продлением ресурса не занимаемся, но часть необходимых для этого работ, касающихся исследований деталей, элементов конструкции, агрегатов и т.д. при различной по времени наработке, выполняем. На основании их даем свои рекомендации промышленности, всегда стремимся в этом плане к тесному взаимодействию. И если главная задача предприятий промышленности - безотказная эксплуатация авиационной техники, то для нас она трактуется как безопасная, хотя суть, пожалуй, одна...
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.