Аппаратное право (Форма правления в РФ)

Страницы работы

Содержание работы

13.10.08.

27 страница 1-ая тема 1-го раздела. Принести с собой конституцию. Федеральный Закон о внесении изменений в Конституцию. Постановление Конституционного суда (на семинар).

Аппаратное право ( Форма правления в РФ):

1)  Понятие, признаки, виды государственных органов в РФ.

2)  Форма правления в РФ: общая характеристика, Конституционная модель разделения властей в РФ.

Форма правления в РФ:

Форма правления- это система принципов организации верховной власти в государстве.

По сути дела форма правления- это распределение власти между высшими органами государства.

Форма правления ст.1 Конституции закрепляет – Республиканскую форму правления.

Республика как форма правления- это такая форма правления при которой все высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональным представительным органом т.е. парламентом.

1)  Глава государства в РФ президент, который избирается народом (признак из президентской республики).

2)  Представительный орган парламент- Федеральное собрание

3)  Высший орган исполнительной власти- правительство. Премьер министр- само наличие этого поста- это признак парламентской республики. Председатель правительства назначается президентом, но с согласия парламента

4)  Челны правительства назначаются либо президентом, либо председателем, но подчиняются и ответственны перед президентом.

В России существует принцип несовместимости депутатского мандата и министерского портфеля- это признак тоже президентской республики- одновременно 1 человек не может быть депутатом парламента и членом правительства. Правительство ответственно перед президентом и парламентом, парламент может выразить недоверия правительству в обеих формах : вотум недоверия и резолюция порицания, а это признак парламентской республики.

5)  Президент РФ имеет право роспуска государственной думы (нижней палаты парламентской)- это признак парламентской республики.

6)  Судебная власть: Верховный суд, высший арбитражный суд, Конституционный суд РФ.

Судей назначает верхняя палата парламента (совет федерации) по представлению президента, главы государства, всех федеральных судей назначает президент.

Выборы и референдумы в РФ:

1)  Понятие выборов, избирательного права и избирательных систем РФ.

2)  Принципы избирательного права РФ. Гарантии избирательных прав граждан РФ.

3)  Основные этапы избирательного процесса в РФ.

4)  Правовое регулирование выборов государственной думы, президента РФ.

5)   Правовое регулирование референдумов в РФ.

Выборы- это процедура формирования представительных органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.

Избирательная система- два понятия:

1)  В широком смысле- есть система общественных отношений, которые складываются в ходе выборов. Особо важный из этих общественных отношений право регулирует, дак вот система правовых норм регулирует общественные отношения складывающиеся в ходе выборов (объективное избирательное право)- это институт К-права.

Избирательная система – это есть система правил приемов и методов определения результатов выборов.

В настоящее время существуют две избирательные система:

А) мажоритарная система – это такая избирательная система при которой избранным считается кандидат набравшим установленным законом большинство голосов избирателей:

мажоритарная система абсолютного большинства- здесь необходимо набрать больше половины голосов избирателей 50%+ 1 голос (избирается президент в первом туре так);

мажоритарная система относительного большинства- избранным будет считаться тот кто набрал больше чем каждый из его соперников (половина депутатов законодательного собрания и половина депутатов местного самоуправления).

Б) пропорциональная- она была создана в связи с тем что у мажоритарной много недостатков. Если даже набрав небольшое количество голосов можно пройти в представительный орган.

Пропорциональная система- это такая система при которой мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов избирателей полученных в каждой партии. Пропорциональная система – используется только при формирования представительных органов т.е. лиц должно быть много очень. Для того чтобы пропорционально распределить нужно установить избирательную квоту- это по сути дела стоимость одного мандата выраженное в голосах избирателей. Для того чтобы ее вычислить необходимо все голоса за все партии разделить на количество мандатов и мы получим эту квоту. Например 1000 голосов за все партии, и избираем мы 20 человек = 50, т.е. для того чтобы получить хотя бы 1 мандат нужно получить 50 голосов.

Устанавливается избирательный барьер- это определенный процент голосов избирателей, который должны набрать все партии, для того чтобы принять участие в распределении мандатов. Для того чтобы определить кому мы будем отдавать мандаты лишние существуют несколько принципов:

А) Принцип наибольшего целого

Б) Принцип наибольшего остатка

В) Принцип наибольшего среднего- здесь высчитывает сколько голосов приходится на каждый мандат каждой партии.

Иногда к распределению мандатов могут допускаться и партии которые не перешагнули избирательный барьер.

Субъективное избирательное право- это право каждого субъекта, избирать и быть избранным, оно может быть активным (это право избирать) и пассивным- это право быть избранным.

Принципы избирательного права- это основные положения законодательно закрепленные на которых строится все избирательное законодательство в РФ:

1)  Принцип всеобщего избирательного права. Для того чтобы сформировать избирательный корпус устанавливаются избирательные ценза- (это не ограничения), а – это условие которому должно удовлитворять лицо, для того чтобы получить и активное и пассивное избирательное право. Конечно цензы по отношению к пассивному избирательному праву строже чем к активному:

А) Ценз гражданства- имеет значение только сам факт гражданства.

Б)Ценз возрастной- для активного избирательного права-  это 18 лет, пассивное избирательное право- это 21 и 35- президент.

В) Ценз оседлости- для того чтобы приобрести избирательное право нужно прожить на территории определенный срок; для кандидата в президенты 10 лет, для всех остальных- это иметь постоянную регистрацию на момент выборов.

Г) Ценз дееспособности: не могут голосовать- лица признанные судом не дееспособными; лица находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.

Д) Принцип равного избирательного права- должны быть равны избиратели- это значит что каждый избиратель должен влиять на исход выборов наравне с остальными. С другой стороны должны быть равны кандидаты- это обеспечивается , тем что устанавливаются определенные требования к количеству избирателей в избирательных округах, равное финансирование.

Ж) Принцип прямых выборов- избиратели голосуют непосредственно за кандидата.

З) Обязательность и периодичность выборов. Если орган который уполномочен назначить выборы не назначает их, в этом случае выборы назначает соответствующая избирательная комиссия, но если и она не назначает , то выборы назначает соответствующий суд.

И) Принцип свободы выборов- у нас нет обязательного вотума

Й) Принцип тайного голосования- во время голосования на избирателя не должно быть оказано никакого внешнего воздействия. Нарушения тайны голосования может привести к недействительности выборов.

2)   

Похожие материалы

Информация о работе