1. Выбор электродвигателя и расчет его параметров
Выбираю электродвигатель по номинальной мощности и частоте вращения. Исходя из вида рабочей машины (передвижение крана) выбираю двигатель серии Д. [2, стр.65]
Выбранный двигатель: Д22 Тихоходного исполнения с параллельным возбуждением.
UН = 220 В
PН = 4.8 кВт
IН = 26 А
nН = 1150 об/мин
Таблица 1.1 Обмоточные данные двигателя
Число активных проводников якоря N |
Число парал. ветвей якоря 2а |
Сопр. якоря и добавочн. полюсов, Ом |
Число витков на полюс параллельной обмотки |
Сопр. парал. обмотки, Ом |
Ток парал. обмотки, А |
Число витков на полюс стабилизирующей обмотки |
Магнитный поток на полюс, 10-2 Вб |
696 |
2 |
0.57 |
1480 |
130 |
1.35 |
4.5 |
0.77 |
Рассчитываю недостающие параметры:
– индуктивность якоря
где: βК = 0.6 – коэффициент учитывающий наличие компенсационной обмотки,
рД = 2 – число пар полюсов двигателя,
ωН = 120,4 – номинальная угловая скорость вращения двигателя (рад/с);
– конструктивная постоянная двигателя
где: N – число активных проводников якоря,
2а – число параллельных ветвей обмотки якоря;
– произведение конструктивной постоянной на номинальный магнитный поток (Вб)
– номинальный момент (Н*м)
– коэффициент от IВ до kФ (Вб/А)
где: IВН – номинальный ток обмотки возбуждения (А);
В справочниках сопротивления, как правило, приводятся для температуры 150С или 200С. Его необходимо привести к рабочей температуре
где: α – температурный коэффициент (для меди α = 3.9*10-3),
Δt – разница между допустимой температурой обмотки (выбирается по классу изоляции двигателя (Н – 1600С)) и температурой, для которой приведено сопротивление в справочнике (200С).
Величину постоянной времени цепи возбуждения TВ можно приблизительно оценить по [1, рис. 1.1.] Постоянная времени вихревых токов принимается ТВТ = 0,1*ТВ.
ТВ = 0.3 с, ТВТ = 0.03 с.
2. Выбор комплектного электропривода. Выбор трансформатора. Расчет параметров якорной цепи двигателя
Выбор комплектного электропривода производится исходя из вида рабочей машины, для которой рассчитывается электропривод.
Выбор трансформатора производится по требуемым номинальным напряжению и току преобразователя.
Выбираю из справочника [3] комплектный ЭП.
КТЭУ-50/220-13213-УХЛ4(-04)
Комплектный тиристорный электропривод унифицированный серии КТЭУ мощностью до 2000 кВт. ТУ16-530, 252-79. Iном = 50 А, Uном = 220 В. Однодвигательный. Реверсивный с изменением полярности напряжения на якоре. С трансформатором. С основным регулируемым параметром ЭДС или скорость, однозонное регулирование с линейным контактором.
Выбираю из справочника [3, стр.270] трансформатор ТСП-16/0.7-УХЛ4
Таблица 2.1. Справочные данные трансформатора
Номин. мощность, кВ*А |
Напр. сетевой обмотки, В |
Вентильная обм. |
Преобразователь |
Потери, Вт |
uк % |
Iхх % |
|||
Напр. В |
Ток, А |
Напр. В |
Ток, А |
Рхх |
Ркз |
||||
14,6 |
380 |
205 |
41 |
230 |
50 |
140 |
550 |
5,2 |
10 |
Для трансформатора рассчитываются параметры обмотки фазы, приведенные ко вторичной обмотке:
– полное сопротивление:
где uК – напряжение короткого замыкания,
U2НФ – номинальное фазное напряжение вторичной обмотки трансформатора,
I2 - номинальный ток вторичной обмотки трансформатора;
– активное сопротивление
где РКЗ – потери короткого замыкания (Вт);
– реактивное сопротивление (Ом) и индуктивность (Гн)
,
где: ωс = 2πfc – угловая скорость вращения напряжения сети (рад/с).
Расчет параметров якорной цепи двигателя производится по следующим формулам:
– активное сопротивление при мостовой силовой схеме тиристорного преобразователя
где Rк – коммутационное сопротивление
где р – количество пульсаций выпрямленного напряжения за период сети (р = 6 для трехфазной мостовой схемы выпрямления);
– индуктивность при мостовой силовой схеме тиристорного преобразователя
– постоянная времени якорной цепи
3. Расчет параметров и характеристик тиристорных преобразователей для режимов непрерывного и прерывистого тока
Для тиристорного преобразователя якорного канала строятся регулировочные и внешние характеристики в режимах непрерывного и прерывистого токов. Определяются: постоянная времени, коэффициент передачи для обоих режимов, внутреннее сопротивление для режима прерывистого тока.
Постоянная времени преобразователя равна
Построение характеристик производится в следующем порядке.
Максимальное значение ЭДС преобразователя
где: kсх – схемный коэффициент силовой цепи преобразователя (для трехфазной мостовой kсх =2,34).
Зона прерывистого тока ограничена эллипсом. Полуоси эллипса равны:
– по оси тока
– по оси напряжения
Внешние характеристики в режиме прерывистого тока строятся для нескольких значений α ( 0°,10° … 90° ). Для каждого значения α определяется граничный угол проводимости из уравнения
где Em = √2U2НЛ – для мостовой схемы выпрямления
Далее расчет реализуется в MathCAD и представлен в Приложении 1
По полученным значениям получаю семейство характеристик при различных α (рис.1.)
Рис.1. Семейство внешних характеристик преобразователя в режиме прерывистого тока.
Через несколько значений Ed = Eя проводим горизонтальные линии и в точках пересечения с характеристиками определяем по несколько значений Id = Iя и а для каждого Eя . Полученные значения заносим в первые 3 столбца таблицы 3.1
Поскольку, приведенные ранее выражения для тока и ЭДС преобразователя получены при пренебрежении активным сопротивлением якорной цепи, то фактическое значение ЭДС преобразователя (4-ая колонка таблицы 3.1) рассчитывается по формуле
Еd=Ея + (Rя - Rк)*Iя.
Напряжение управления преобразователем (5-ая колонка таблицы 3.1) определяется по выражению
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.