Тематика практических занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Русский язык и культура речи

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Орфоэпические нормы (2 часа).

Отработка  навыков правильного произношения, расстановки ударения (письменное выполнение упражнений1). Рекомендуется иметь на занятии Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке (См. список словарей и справочников в конце методических рекомендаций).

Занятие 2. Лексические нормы (2 часа).

Занятие нацелено на отработку умения толковать слова, находить различные лексические ошибки (речевую избыточность, нарушение лексической сочетаемости и т.п.). Рекомендуется иметь на занятии Словарь лексических трудностей русского языка, Толковый словарь, Словарь иностранных слов в любых изданиях последнего десятилетия.

Занятие 3. Грамматические нормы (2 часа).

Закрепление грамматических языковых норм. Рекомендуется иметь на занятии Словарь грамматических трудностей.

Занятие 4. Орфографические и пунктуационные нормы письменной речи (2 час).

Диктант2, после которого каждый студент выполняет письменную работу над ошибками, получает рекомендации преподавателя и составляет индивидуальный план работы над своей грамотностью.

Занятие 5. Коммуникативные качества речи (2 часа).

Работа по стилистической правке предложений и текстов.

Занятие 6. Речевой этикет (2 часа).

1.  Студенты готовят к занятию рефераты о речевом этикете (См. список примерных тем рефератов в материале для самостоятельной работы студентов) и выступают, рассказывая краткое содержание своих работ. Выступления обсуждаются.

2.  Решение коммуникативных задач, требующих решения в соответствии с речевым этикетом, в том числе этикетом деловым.

Примерные задачи

№ 1. Как обратиться к незнакомому человеку на улице с просьбой указать дорогу к метро?

№ 2. Представьте друг другу преподавателя и студента, родителей и друга, юношу и девушку.

№ 3. Если у вас обеденный перерыв, но вы в кабинете, как реагировать на звонок?

№ 4. Отвечать ли на телефонный звонок, если у вас посетитель?

Занятие 7. Основы ораторского мастерства (4 часа).

1.

1.  Речевой практикум (отработка дикции, интонации, громкости, темпа речи).

2.  Выполнение тренировочных упражнений по ораторскому мастерству.

Примерные упражнения

№ 1. Произнести речь по выбранному афоризму (см. задание для практических занятий).

№ 2. Анализ предложенного преподавателем текста публичного выступления, определение и классификация нарушений речи и требований, предъявляемых к успешному выступлению.

№ 3. Определение вида публичного выступления (информационное, развлекательное, агитационное и т.п.).

2.

Подготовленное выступление на заданную тему (см. примерные темы публичного выступления в заданиях для практических занятий). Регламент 2–5 минуты.

Примерный текст публичного выступления

(регламент – 2 минуты)

Курить – здоровью вредить?

Поговорим о симпатичных и знаменитых курильщиках! Позавидуем их славе и посетуем на их безвременный конец! Спросим себя, сочиняющих спич о вреде курения, взбодрившись очередной сигаретой, почему мы не отказываемся от пагубной привычки?

Вот Варлам Шаламов… Второй после Солженицына писатель, сказавший правду о сталинских лагерях. «Ни один зек не поверит в канцерогенные  свойства табака», - заявил он. Вот Сергей Довлатов, ставший знаменитым, не дожив год до пятидесятилетия. «Если не закурить, то зачем вставать утром?» – спросил Довлатова Бродский, наш последний нобелевский лауреат, продолжавший смолить до последних дней, несмотря на перенесенный инфаркт и категорические запреты врачей. Или Владимир Леви, пропагандирующий в своих книгах здоровый образ жизни и признающийся в том, что он не смог отказаться от курения. Или… прервемся!  Список может быть бесконечным. Однако закурив, мы ни на йоту не приблизились к нашим знаменитым соотечественникам, разве что в надежде встретиться с ними в мире ином. Так не пора ли признать, что талантливость заядлых курильщиков скорее обратно пропорциональна тому, сколько они успели выкурить? Дым испарился… Пепел развеялся… Осталось то, что сделано между губительными затяжками. Так не надейтесь! Дым не приблизит вас ни к таланту, ни к знаменитости…

После выступления студенту предлагается самому оценить некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого он должен ответить на следующие вопросы:

1.  Удалось ли завоевать внимание аудитории?

2.  Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?

3.  Уложился ли я в регламент?

4.  Все ли я сказал, что хотел?

5.  Не сбивался ли я, не отклонялся ли от темы?

6.  Правильной ли была моя речь?

7.  Уверенно ли я чувствовал себя, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?

8.  Хотелось ли бы мне еще раз выступить перед этой аудиторией?

На каждый вопрос надо ответить по 10-балльной системе: «да» - 10, «нет» - 1, остальные оценки – в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Определите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Схема оценки публичного выступления

1.  Удачно ли начало выступления?

2.  Есть ли драматизм в изложении?

3.  Удачны ли примеры, иллюстрации?

4.  Адекватна ли громкость?

5.  Адекватен ли темп?

6.  Адекватны ли язык и стиль выступления? (Речевые погрешности, слова-«паразиты» записываются слушателями по ходу выступления.)

7.  Удачно ли завершено выступление?

8.  Уложился ли оратор в регламент?

9.  Логично ли выступление?

10.   Ясна ли основная мысль выступления?

11.   Насколько были учтены интересы аудитории?

12.  Удачно ли использованы оратором средства невербального воздействия на аудиторию (мимика, жесты, тип позы (открытая, закрытая и т.п.)?

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по 10-балльной шкале: «да» - 10 баллов, «нет» - 1 балл, остальные оценки – в промежутке между 10 и 1. При оценке развлекательных выступлений вопросы 9 и 10 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т.е. не менее 80 при 12 вопросах.

Занятие 8. Культура дискутивно-полемической речи (2 часа).

Работа ведется в парах: 1 студент защищает выбранный тезис, другой – опровергает. Каждый должен выдвинуть не менее трех аргументов в защиту своей позиции. В конце каждого спора решается, чья позиция отстаивалась более убедительно, какие из предложенных аргументов были наиболее удачными.

Тезисы для учебного спора

1.  Где хорошо, там и Родина.

2.  Должна ли реклама быть честной?

3.  Современный человек не может обойтись без компьютера.

4.  Нужна ли смертная казнь?

5.  Нужно ли бороться с иноязычными заимствованиями?

6.  Нужны ли вступительные экзамены в вуз?

7.  Образование должно быть бесплатным.

8.  Орфографическая и пунктуационная грамотность в наше время не нужна.

9.  Нужна ли обязательная служба в армии для молодых людей?

10.  Способна ли тюрьма исправить?

11.  Компьютер и телевизор воспитывают и образовывают  ребенка эффективнее, чем книги.

12.  Отечественный кинематограф «догонит и перегонит» Америку.

13.  Можно ли считать «мыльные оперы» полноценным искусством?

14.  Нужно ли снизить брачный возраст?

15.  Нужна ли реформа высшей школы?

16.  Петербург: столица или провинция?

17.  Петербургу следует вернуть статус столицы.

18.  НВП в школе: «за» и «против».

19.  Искусству ораторского мастерства нельзя научиться.

20.  Человек – хозяин своей судьбы.

21.  «Любви все возрасты покорны…»

22.  «У природы нет плохой погоды».

Занятие 9. Официально-деловая письменная речь (2 часа).

1.  Выполнение упражнений.

2.  Написание документов различных жанров (доверенности на получение почтового перевода; заявления с просьбой предоставить вам академический отпуск, принять вас на работу, выслать вам материал для курсовой работы и т.п.; делового письма; резюме).



1 Раздаточный материал к занятиям №1,№2,№3 и №5 прилагается.

2 Примерный текст диктанта прилагается.

Похожие материалы

Информация о работе