Индуктивные уровни разработаны и изготовлены Московским инструментальным заводом «Калибр».
Рис. 6.46. Оптический квадрант КО-1М |
ловых перемещений в изменение напряжения индуктивным методом. Электрическая часть датчика собрана по схеме дифференциального трансформатора, на первичную обмотку которого подается напряжение питания от генератора величиной 3 В с частотой 10 000 Гц. Напряжения, снимаемые со вторичных обмоток датчика, сдвинуты относительно друг друга по фазе на 180°. Для уменьшения нелинейности показаний выходного напряжения и увеличения коэффи-, циента передачи вторичные обмотки датчика настраиваются конденсаторами в резонанс. При перемещении якоря датчика изменяются воздушные зазоры между I якорем и сердечником, что. приводит к изменению напряжения на выходе датчи-; ка как по амплитуде, так и по фазе. Выходное напря- \ ние усиливается электрон-] ным блоком, на выходе которого подключен показывающий прибор. Электроиндуктивный уровень 129 имеет следующие технические характеристики:
диапазон
измерения угловых перемещений по шкале бараба
на микропередачи......................................................................... 0—3"
диапазон
измерения угловых перемещений по шкалам пока
зывающего прибора................................................................ ......... ±4', ±8',
±50", ±100"
порог чувствительности прибора....................................... ......... 0,5"
погрешность измерения прибора не превышает цены деления шкалы диапазона, что составляет . . .... 20", 10", 4"
и 2"
масса прибора.................................................................. ......... 6,2 кг
Оптический квадрант КО-1М (рис. 6.46) предназначен для измерения углов наклона плоских и цилиндрических поверхностей и для установки их под заданным углом к горизонту. Устройство имеет следующие технические характеристики:
предел измерения . .................................................... ±120°
точность измерения................................................................... ±30"
увеличение микроскопа............................................................. 45Х
сила притяжения установочного магнита, не
менее . . .8 кгс
масса прибора............................................................................
2,5 кг
6.6. ИЗМЕРЕНИЕ ДЕФОРМАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ
Важной задачей при статических испытаниях летательного аппарата являегся исследование общего напряженного состояния конструкции. Оно сводится к измерению относительных деформаций в отдельных точках с последующим вычислением напряжений в этих точках конструкции. Кроме исследования, общего напряженного состояния конструкции, при статических испытаниях возникает потребность изучения местной прочности в зонах различных нерегулярностей (вырезах, стыках и пр.) с выявлением мест концентрации. Экспериментатору необходимо выбрать такое количество точек, в которых должны быть определены компоненты напряжений, и так задать их расположение на конструкции, чтобы имелась возможность выявления наиболее напряженных мест. При одноосном напряженном состоянии для определения напряжения достаточно измерения относительной деформации в одном направлении, однако для тонкостенных элементов конструкции рекомендуется устанавливать два измерителя относительных деформаций друг напротив друга по толщине элемента, чтобы исключить влияние местного изгиба.
Элементы, находящиеся в сложно-напряженном состоянии, требуют для определения компонентов напряжений (ах, ау, хху) измерений относительных деформаций по крайней мере в трех направлениях, т. е. в каждой расчетной точке устанавливаются не менее трех измерителей деформации; для тонкостенных элементов это количество удваивается. Из сказанного выше можно сделать следующие выводы: во-первых, схема измерения относительных деформаций должна тщательно прорабатываться на основании теоретического изучения и анализа напряженного состояния конструкции; во-вторых, даже при выполнении первого условия для экспериментального изучения напряженного состояния количество точек измерения относительных деформаций должно быть большим. Последний вывод подтверждается практикой проведения статических испытаний. Так, например, при статических испытаниях современного пассажирского самолета в условиях нормальных температур количество устанавливаемых на конструкции измерителей относительных деформаций достигает 15—20 тыс. шг.
Измерение относительных деформаций при повышенных температурах сильно усложняется, и обеспечить такой же объем измерений, как и при нормальных температурах, не представляется возможным. Поэтому для конструкций, работающих в условиях повышенных температур, на практике выработалась следующая методика: сначала проводится подробное исследование напряженного состояния конструкции при нормальных температурах, а затем в местах, где ожидается сильное влияние тепловых воз-Действий на напряженное состояние, устанавливаются дополнительные измерители относительных деформаций, работающие при
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.