3.2.1.1 Определение внутренних усилий
В настоящее время наиболее часто применяют пролетные строения с ездой на балласте, состоящие из двух блоков, соединенных между собой только диафрагмами. Ниже рассматривается расчет плиты балластного корыта такого пролетного строения. С рекомендациями по расчету плиты пролетного строения с продольным омоноличеваемым стыком между двумя соседними балками, а также по расчету плиты при безбалластной езде можно познакомиться в [3].
За расчетную схему плиты принимают две консоли (внешнюю и внутреннюю), жестко заделанные в стенке главной балки (рис. 3.5). При расчете рассматривают консоль шириной 1 м (размер вдоль оси моста). Если стенка балки имеет переменную толщину, для расчета принимают плиту на участке балки с наименьшей толщиной стенки, так как длины консолей при этом будут наибольшими, а следовательно, будут наибольшими и внутренние усилия в плите у мест ее заделки в ребре главной балки.
Рис. 3.5. Расчетная схема к определению внутренних усилий в плите
На консоли действуют равномерно распределительные постоянные нагрузки от собственного веса плиты (кН/м), от веса балласта с частями пути (кН/м), от веса тротуара кН/м ( кН/м3 – удельный вес железобетна; d1 – толщина плиты; кН/м3 – удельный вес балласта с частями пути; d3 – толщина балластной призмы, принимаемая в расчетах равной 0,5 м). К концу тротуарной консоли приложена сосредоточенная сила от веса перил. В железнодорожных мостах обычно принимают простые металлические перила [9], их вес у каждого у каждого тротуара G принимают равным 0,7 кН.
В зависимости от состояния балласта, угол распределения временной нагрузки под шпалой может быть различным. По нормам проектирования при длине шпалы 2,7 м ширину распределения нагрузки на поверхности плиты принимают равной (2,7+d2) м или (2,7+2d2) м в зависимости от того, что является наиболее неблагоприятным при расчете отдельных сечений плиты, но не более ширины балластной призмы. Поэтому равномерно распределенная временная нагрузка на 1 м длины внешней консоли будет равна:
, (3.10,a)
а для внутренней консоли
. (3.10,б)
В формулах (3.10,а; 3.10,б):
K – класс нагрузки; d2 – толщина балласта под шпалой, принимаемая обычно равной 0,35 м.
Наиболее опасными сечениями плиты являются сечения в начале вута и в месте заделки плиты в главную балку. В начале вута величина изгибающего момента в плите меньше, но здесь меньше и толщина плиты. К месту заделки плиты изгибающий момент увеличивается, но увеличивается за счет вутов и высота плиты. В общем случае следовало бы рассчитывать плиту как в начале вутов, так и в их конце. Но обычно ограничиваются лишь определением внутренних усилий в сечениях, примыкающих к главной балке (сечения 1-1 и 2-2 на рис. 3.4). Внутренние усилия в этих сечениях в расчетах по прочности могут быть подсчитаны по формулам:
для внешней консоли
;
; (3.11)
для внутренней консоли
;
. (3.12)
Внутренние усилия в расчетах по выносливости определяют по тем же формулам, принимая в них коэффициенты надежности и равные единице, и уменьшенное значение динамического коэффициента, равное . Внутренние усилия для расчетов по трещиностойкости определяют от нормативных нагрузок, т.е. принимают равными единице все коэффициенты к нагрузкам в формулах (3.11, 3.12).
Если обозначить B1 – расстояние между внешними гранями бортиков балластного корыта, B – расстояние между осями главных балок, b – ширину ребра главной балки, a3 – ширину тротуара, t – расстояние в свету между соседними блоками пролетного строения, то линейные размеры ai в формулах (3.11), (3.12) могут быть определены из следующих зависимостей:
(3.13)
При назначении величины a5 принято, что ось пути совпадает с осью пролетного строения. В эксплуатируемых сооружениях этого совпадения может и не быть. Если ось пути отклонена от оси пролетного строения в сторону внешней консоли, внутренние усилия в ней могут быть больше подсчитанных по формулам (3.11). Такое возможное увеличение внутренних усилий будет учтено коэффициентом надежности по нагрузке .
В таблице 3.1 b1 – ширина плиты балластного корыта одного блока пролетного строения, bП – ширина балки плитных пролетных строений с пониженной высотой (первая цифра относится к пролетным строениям длиной 4,0 …11,5 м, вторая – к пролетным строениям длиной 12,2 …16,5м). Для плитных пролетных строений в формулах 3.13 вместо bследует вводить величину bП.
В двухпутных пролетных строениях по типовому проекту серии 3.501.1-146 (рис. 2.44,б) . Консоли в промежуточных блоках в таких пролетных строениях рассчитывают так же, как и внутренние консоли крайних блоков. Внутренние усилия в сечениях плиты балластного корыта двухпутных пролетных строений по рис. 2.44,б можно также определить по формуле (3.11, 3.12), но значения входящих в них величин a4…a5 будут иными. При этом длины консолей промежуточных блоков равны и величина a2может быть подсчитана по формуле:
,
где BП - ширина плиты балластного корыта среднего блока; b(bП) – толщина ребра.
Коэффициенты надежности ко всем постоянным нагрузкам, кроме веса балласта, по нормам проектирования приняты равными 1,1. Учитывая, что проектную толщину балласта приходится иногда изменять в процессе эксплуатации, коэффициент надежности по нагрузке к весу балласта увеличен до 1,3.
При расчете плиты на изгиб поперек оси моста условно принимают длину загружения . Принимая в формулах (3.5,а) и (3.6) , получаем , , . При , коэффициент , поэтому в формулы (3.11, 3.12) он не введен.
В связи с близким расположением сечений 1-1 и 2-2 дальнейшие расчеты производят на наибольшие значения изгибающих моментов и поперечных сил, полученных в этих сечениях.
Тротуары в железнодорожных мостах являются служебными, нагрузкой от пешеходов их не загружают. Но при ремонтных работах на тротуарах может складываться балласт с частями пути. Тротуары и элементы прикрепления их к бортикам балластного корыта должны быть проверены на прочность от действия этой нагрузки, которую принимают равной 9,81 кПа с коэффициентом надежности по нагрузке 1,3. Понятно, что при этом подвижной состав на пролетном строении отсутствует. Прочность поручня и стойки перил проверяют на сосредоточенное вертикальное или горизонтальное давление F=1,27 кН с коэффициентом надежности по нагрузке, равным 1,1. Но если элементы тротуаров и перил принимают в соответствии с указаниями [9], проверка прочности их не требуется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.