В верхнем положении механической руки замыкается конечный выключатель SQ3. Срабатывает магнитный пускатель КМ1, который включает электродвигатель перемещения каретки. Автооператор перемещается вправо. После отхода каретки от SQ1 теряет питание промежуточное реле К2 и контакты 1К2 вновь замыкаются. При достижении кареткой конечного выключателя SQ2, его размыкающие контакты 1SQ2 размыкаются, а замыкающие 2SQ2 замыкаются. Катушка магнитного пускателя КМ1 обесточивается и электродвигатель отключается. Одновременно с этим срабатывает промежуточное реле К5, которое замыкает свои контакты 1К5 и 2К5. При замыкании контактов 1К5 вновь срабатывает электромагнит УА1 и рука манипулятора опустится. При замыкании контактов 2К5 получают питание реле времени КТ2, КТ3 и КТ4. Реле КТ2, через заданный промежуток замкнет контакты 1КТ2, срабатывает промежуточное реле К4, которое размыкает свои размыкающие 1К4 и замыкает замыкающие 2К4 контакты. При этом обесточивается электромагнит УА2 и получает питание электромагнит УА3 механизма захвата. Благодаря этому золотник воздухораспределителя переместится влево (по схеме), сжатый воздух поступит в левую полость пневмоцилиндра, а из правой выйдет в атмосферу, тем самым обеспечивая разжим детали.
Затем, через заданный промежуток времени размыкаются контакты 1КТ3 реле времени КТ3, при этом обесточивается электромагнит УА1 и рука манипулятора вновь поднимается вверх. Далее срабатывает реле времени КТ4, замыкая контакты 1КТ4 и срабатывает катушка магнитного пускателя КМ2, которая обеспечивает реверс электродвигателя, также замыкаются вспомогательные контакты 1КМ2, обеспечивающие подачу питания к КМ2 после отхода каретки от концевого выключателя SQ2. Автооператор возвращается в исходное положение. После подхода каретки к концевому выключателю SQ1 Вновь получает питание К2, контакты 1К2 размыкаются, КМ2 выключается и электродвигатель каретки останавливается. Автооператор вновь находится в исходном положении и процесс автоматически повторяется.
Для останова автооператора в исходном положении необходимо нажать кнопку SB2 «СТОП», при этом погаснет лампа «РАБОТА», промежуточное реле К1 обесточивается, его контакты возвращаются в исходное положение, загорается лампа «ОСТАНОВ».
3.4 Допустимое состояние автооператора при аварийном отключении
и порядок ввода в работу после устранения последствий,
вызвавших аварийное отключение.
При внезапном аварийном отключении напряжения сети в зависимости от выполняемой операции на момент отключения автооператор оказывается в различных состояниях. Эти состояния и порядок ввода в работу после устранения последствий, вызвавших аварийное отключение, указаны в таблице 3.2.
Независимо от выполняемой операции при вводе в работу автооператора необходимо нажимать кнопку «ПУСК».
Таблица 3.2
№ п/п |
Наименование операции |
Состояние автооператора при отключении напряжения |
Порядок ввода в работу после возобновления подачи напряжения |
1. |
Опускание руки манипулятора за деталью |
Рука манипулятора поднимается и останавливается. |
Автооператор находится в исходном положении, для запуска достаточно нажать кнопку «ПУСК». |
2. |
Подъем руки манипулятора с деталью |
Рука манипулятора поднимется с зажатой деталью и остановится. |
Сначала нажать кнопку «ПУСК», при этом загорится лампа «РАБОТА», лампа «ОСТАНОВ» погаснет, затем необходимо нажать кнопку SB3 «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ДЕТАЛИ» на панели ручного управления. |
3. |
Перемещение каретки с деталью |
Каретка останавливается |
Тот же |
4. |
Опускание руки манипулятора с деталью |
Рука манипулятора поднимается и останавливается |
Нажать кнопку «ПУСК», при этом загорится лампа «РАБОТА», лампа «ОСТАНОВ» погаснет, а автооператор автоматически продолжит работу |
5. |
Подъем руки манипулятора без детали |
Манипулятор поднимется вверх с разжатым механизмом захвата и остановится |
Нажать кнопку «ПУСК», при этом загорится лампа «РАБОТА», лампа «ОСТАНОВ» погаснет, рука манипулятора вновь опустится к детали и вновь зажмет ее. Затем после срабатывания реле времени КТ2 произойдет разжим детали и работа продолжится в обычном режиме. |
6. |
Перемещение каретки в исходное положение |
Каретка останавливается |
Необходимо сначала нажать кнопку «ПУСК», при этом загорится лампа «РАБОТА», лампа «ОСТАНОВ» погаснет, затем необходимо нажать кнопку SB4 «ВОЗВРАТ» на панели ручного управления. |
3.5 Ограничения на управление автооператором во избежание
аварийных ситуаций.
1.Остановку автооператора производить только в исходном положении каретки. Запрещено нажимать кнопку «СТОП» если рука манипулятора захватила деталь, т.к. после выполнения этой операции цикл не остановится пока не завершится, а по возвращении каретки в исходное положение электродвигатель не выключится т.к. промежуточное реле К2 не получит питание и контакты 1К2 не разомкнутся. При этом возникнет аварийная ситуация.
При случайном нажатии кнопки «СТОП», в процессе перемещения детали, о чем сигнализирует загоревшаяся лампа HL1 «ОСТАНОВ» красного света, необходимо вновь нажать кнопку «ПУСК», лампа «ОСТАНОВ» погаснет, и загорится лампа «РАБОТА» зеленого света.
2. Запрещено нажимать кнопки «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ДЕТАЛИ» и «ВОЗВРАТ» на панели ручного управления если автооператор работает нормально и не было аварийной остановки, т.к. это приведет к аварии электродвигателя каретки. Чтобы исключить возможность случайного нажатия этих кнопок, панель ручного управления необходимо поместить в закрываемый ящик.
3. Запрещено одновременное нажатие кнопок «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ДЕТАЛИ» и
«ВОЗВРАТ», т.к. это также приведет к аварии электродвигателя каретки.
3.6 Ограничения, накладываемые на работу автооператора требованиями
мер безопасности для обслуживающего персонала.
В целях охраны труда и техники безопасности в схеме САУ предусмотрены кнопки аварийного отключения автооператора с разных мест, соединенные последовательно. На принципиальной схеме САУ условно показана одна кнопка SB5. Рабочая зона автооператора должна быть ограждена. Пульт ручного управления и кнопки аварийного отключения автооператора должны находиться вне рабочей зоны автооператора.
4. Разработка и описание схем управления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.