ГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ФАЖТ
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»
Курсовая работа
по дисциплине «Энергетическое оборудование вагонов»
Выполнил: Спиридонов С.В. Шифр: 01-пВ-32335 |
Адрес: Н. Новгород, ул. Движенцев, 19-8 |
Рецензент: Баташов С.И. |
|
Н.Новгород 2006 г.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие полупроводников позволило заменить электромашинные преобразователи (ЭМП) полупроводниковыми преобразователями (ПП), выполненными на базе тиристоров и транзисторов. Применение ПП, не имеющих подвижных частей, способствует снижению эксплуатационных расходов и упрощает ремонт. Это связано с отсутствием затрат на обслуживание и ремонт коллекторно - щёточного аппарата и подшипников. Из-за отсутствия подвижных частей ПП классифицируют еще как статические преобразователи.
ПП выполняют те же функции, что и ЭМП. Малые габариты и вес полупроводниковых элементов позволили перейти к индивидуальным преобразователям. В отличие от централизованных, к которым относятся ЭМП, такие преобразователи обеспечивают питанием не большую группу потребителей, а каждого из них в отдельности. Каждый ПП для люминесцентного освещения обслуживает одну или две лампы общей мощностью до 40 Вт. Кроме того, такие ПП вырабатывают напряжение более высокой частоты (до нескольких десятков килогерц) при том же уровне (220 В). Высокая частота создает лучшие условия для работы люминесцентных ламп.
К ПП можно отнести и выпрямители, осуществляющие преобразование переменного напряжения, вырабатываемого вагонным генератором, в постоянное. Это напряжение используется для питания потребителей и для заряда аккумуляторных батарей.
1 ФУНКЦИИ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ УСТРОЙСТВ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
В достаточной степени оценить место и роль полупроводниковых устройств в системах электроснабжения вагонов позволяет конкретный анализ структурных схем СЭС.
Несмотря на имеющиеся различия в структурных схемах АСЭС вагонов, эксплуатируемых на дорогах России, полупроводниковые устройства в каждой из них выполняют, практически, один и тот же круг задач. Поэтому, для примера, рассмотрим структурные схемы двух наиболее распространенных на дорогах России АСЭС - производства Германии (типы 47D и 47К) и отечественную (ЭВ.10). Структурная схема АСЭС, характерная для импортных вагонов, приведена на рисунке 1.1. Основным источником питания служит вагонный генератор G постоянного или переменного тока, а вспомогательным - аккумуляторная батарея GB. На схеме все квадратики, изображающие полупроводниковые устройства, показаны заштрихованными.
Следует иметь в виду, что требуемый режим работы генератора поддерживается регулятором напряжения генератора РНГ. Контролируя уровень напряжения генератора UГ, его ток IГ и с помощью специального устройства СУ температуру tB воздуха в аккумуляторном ящике, регулятор обеспечивает требуемый режим заряда аккумуляторной батареи.
Защиту потребителей от перенапряжения осуществляет реле максимального напряжения РМН, воздействуя при необходимости, так же как и РНГ, на цепь возбуждения генератора. Защита аккумуляторной батареи от недопустимого разряда возложена на реле пониженного напряжения РПН. На рисунке 1.1 РПН условно показано включенным в силовые цепи питания потребителей П1 и П2. В действительности же РПН при разряде батареи, близком к допустимому, отключает лишь цепи управления этих потребителей, лишая их тем самым возможности работать.
РНГ - регулятор напряжения генератора; СУ - блок контроля температуры; РМН - реле максимального напряжения; РПН - реле пониженного напряжения, СТ –стабилизатор; ПП - преобразователь для электробритв; V -разделительный диод для генераторов постоянного тока или выпрямитель для генераторов переменного тока. Особо выделены силовые цепи и блоки. Полупроводниковые блоки заштрихованы
Рисунок 1.1 - Структурная схема АСЭС (тип 47К и 47D) пассажирских вагонов производства Германии
Для разделения цепей питания генератора постоянного тока и батареи при невращающемся генераторе между ними включен раздлительный диод V. В схемах АСЭС с генераторами переменного тока отечественного и зарубежного производства эти же функции выполняет полупроводниковый выпрямитель.
Структурная схема АСЭС типа ЭВ.10, раскрывающая область использования в ней полупроводниковых устройств, приведена на рисунке 1.2. Основной особенностью этой схемы является двухобмоточный индукторный генератор G трехфазного переменного тока, разделяющий цепи питания потребителей и заряда аккумуляторной батареи GB.
Основная ОО (трехфазная) и дополнительная ДО (со средней точкой) обмотки генератора подключены к выпрямителям VI и V2. Основной шестипульсовый выпрямитель V1 подаёт постоянное стабилизированное напряжение UГО к цепям вагонных потребителей. Выпрямленное регулируемое напряжение ΔUГД дополнительного выпрямителя V2, складываясь с напряжением основной обмотки, поступает (при работающем генераторе) через специальный контакт К1 к аккумуляторной батарее. На стоянке же К подключает батарею непосредственно к цепям питания потребителей.
Управляет переключением названного контактора специальный полупроводниковый блок - реле частоты БРЧ, контролирующий величину UГ и частоту fГ напряжения генератора. На этот же блок отдельно подаются сигналы смещения, корректирующие его работу в зависимости от числа включенных потребителей.
ОО и ДО - основная и дополнительная обмотки генератора; VI и V2 -основной и дополнительны выпрямители; БУЗ - блок управления зарядом; БРЧ - блок реле частоты; К1 - контактор переключения режима работы батареи; БЗ – блок защиты; ЗПФ - защита от перекоса фаз. Силовые цепи и блоки выделены. Остальные обозначения те же, что и на рисунке 1.1.
Рисунок 1.2 - Структурная схема АСЭС (тип ЭВ.10) пассажирских вагонов производства России
Специальный блок управления зарядом (БУЗ) воздействует в этой системе не на обмотку возбуждения генератора, как в предыдущей схеме, а непосредственно на тиристор I, на базе которых выполнен выпрямитель V2. Работа блока синхронизирована с выходным напряжением дополнительной обмотки (см. входной сигнал Uсинхр.). Кроме того блок контролирует напряжение UЗ и ток IЗ заряда, а также температуру воздуха tB в аккумуляторном ящике.
В этой системе, как и в предыдущей (рисунок 1.1), блоки РНГ, РМН, РПН имеют те же назначения. Разница лишь в том, что в системе ЭВ.10.02.29 в единый электронный блок 2БА.115 включены: БРЧ. БУЗ, БЗ и блок управления отоплением БУО. Блок БЗ включает в себя РМН, РПН и защиту от перекоса фаз (ЗПФ).
В качестве источников вторичных СЭС в рассмотренных схемах АСЭС используются: электромашинный преобразователь ЭМП и полупроводниковый - ПП. ЭМП осуществляет преобразование постоянного напряжения вагонной сети в переменное (220 В) повышенной частоты (425 Гц), которое подается к люминесцентным лампам (потребители группы П1). ПП также преобразует напряжение вагонной сети в переменное (220 В), но промышленной частоты (50 Гц). Это напряжение необходимо для питания электробритв, пылесосов, бытовых холодильников (потребители группы П4).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.