7 Освещение территории ПТО с расчетом и выбором
осветительных приборов
Рационально запланированные, качественно построенные и правильно эксплуатируемые осветительные установки способны значительно повысить производительность труда работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, снизить их утомляемость и значительно уменьшить вероятность и количество возможных случаев травматизма.
Условия зрительной работы зависят не только от уровня, но в значительной степени и от качества освещения: слепящего действия и неравномерности распределения освещенности.
Важнейшими производственными объектами на железнодорожном транспорте являются станции, где все работы необходимо выполнять под открытым небом, в непосредственной близости от движущихся составов, в любых метеорологических условиях и при больших уровнях шума.
Железнодорожные территории, принимая во внимание особенности их освещения, условно можно разделить на две группы:
1) парки станций (сортировочных,
участковых, пассажирских), где, как
правило, большая часть путей занята подвижным составом;
2) не занятые постоянно подвижным
составом территории (горб и спускная
часть сортировочной горки, горловины парков, стрелочные зоны, вытяжные
пути, грузовые склады и т.п.), а так же пассажирские платформы.
Способы освещения и методы расчета осветительных установок на этих территориях различны. Для освещения междупутий парков станций осветительные приборы должны быть распределены по освещаемой площади (децентрализованный способ освещения). Территории 2 группы, помимо этого способа, могут быть освещены осветительными приборами, сконцентрированными в небольших количествах точек на опорах и мачтах различной высоты, находящихся на значительных расстояниях друг от друга (централизованный способ освещения).
Особенность освещения железнодорожных станций в отличие от других открытых территорий определяется тем, что освещение здесь нужно не на всей территории путевого развития, а только в междупутьях – узких и длинных пространствах, часто непрямолинейных. Наличие на путях подвижного состава при том или ином размещении осветительных приборов создает в междупутьях глубокие и резкие тени. При этом практически исключена возможность использования отраженного светового потока, так как коэффициенты отражения окружающих поверхностей весьма малы и составляют не более 0,075-0,15. Поэтому для качества осветительных условий значение имеют только размеры теней.
С учетом сказанного важнейшим показателем качества освещения на железнодорожных станциях принято считать коэффициенты затемнения.
Поскольку все работы по техническому обслуживанию подвижного состава производят в основном в междупутьях, качество освещения путевого развития оценивают величиной коэффициента затенения междупутий. Для одного междупутья его определяют
= х/(е-а), (7.1)
где х = х1 + х1 - ширина затененной части междупутья;
е - расстояние между осями соседних путей ;
а - ширина колеи. Для парков станций этот коэффициент рассчитывают по формуле
= S3/SM, (7.2)
где S3 - суммарная затененная площадь междупутий парка ;
SM - общая суммарная площадь междупутий .
Значение как видно из рис. 7.1 при неизменных междупутьях и
высоте
подвижного состава снижается с увеличением высоты мачт Н и уменьшением
числа путей между осветительными приборами. Очевидно так же, что
наименьшее значение может иметь при размещении осветительных
приборов над каждым междупутьем, однако при этом под вагоном всегда будет тень. Поэтому наименьшее значение, которое можно обеспечить, равно 0,21-0,28.
Рис. 7.1 – Схема к определению коэффициента затенения междупутий
Сформулируем главные светотехнические требования к освещению и к осветительным установкам. При работе они должны обеспечивать:
- достаточную яркость рабочих освещаемых поверхностей или при определенном коэффициенте отражения достаточную освещенность;
-
благоприятное
распределение яркостей на рабочих поверхностях и в поле
зрения;
-
ограничение
слепящего действия, которое может иметь место при
появлении в поле зрения наблюдателя больших яркостей;
- постоянство освещенности рабочих поверхностей во времени;
необходимую равномерность освещения, т.е. распределение освещенностей на рабочих поверхностях;
- желательное
для правильного восприятия объектов наблюдения
направление светового потока;
- не
вызывать образования резких и глубоких теней от расположенных на
территории объектов или подвижного состава.
Исходя из вышесказанного, для освещения парковых путей на ПТО следует выбирать децентрализованный способ, когда осветительные приборы равномерно распределены над освещаемой поверхностью.
По конструктивному исполнению осветительные установки можно классифицировать по основным признакам: на гибких поперечинах, на жестких поперечинах или порталах.
При использовании осветительных приборов на гибких конструкциях, светильники могут быть размещены как поперек парковых путей (на гибких поперечинах), так и вдоль над осями путей или междупутий (на цепной подвеске). В том и другом случаях, как правило, применяют светильники с несимметричным светораспределением при высоте их установки 6-7 м над уровнем земли. Несмотря на хорошее качество освещения( =0.28-0.3) применение гибких поперечин со светильниками весьма ограничено из-за неудобства их обслуживания.
Наиболее эффективным способом освещения является установка прожекторов на жестких поперечных конструкциях над каждым междупутьем. К таким конструкциям относятся специальные порталы высотой 28м, используемые на неэлектрифицированных станциях и парках, и жесткие поперечины высотой 12м применяемые на электрифицированных станциях применяемые для крепления контактной сети, а так же для размещения на них осветительных приборов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.