КОЛЕСНЫХ ПАР
7.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1.1 Неразрушающий контроль позволяет выявлять скрытые дефекты (трещины и другие несплошности) в элементах колесных пар без их разборки.
7.1.2 Достоверность дефектоскопии обуславливается правильностью выбора режимов контроля, квалификацией дефектоскописта (5-6 разряд) и его внимательностью в процессе работы.
7.1.3 Работники, назначаемые на должность дефектоскописта в колесный цех, должны сдать испытания на знание устройств, применяемых в вагонном хозяйстве, дефектоскопов, Руководящих документов по неразрушающему контролю деталей вагонов РД 149, 150, 159 – 2000 г., РД 174 – 2001 г., РД 07.09 – 97, а в дальнейшем эти работники раз в 2 года подвергаются проверочным испытаниям. Работникам, выдержавшим испытания, выдается удостоверение или продлевается срок действия ранее выданного на право выполнения неразрушающего контроля колесных пар.
7.1.4 Дефектоскописты, производившие проверку и контроль колесных пар, несут ответственность за проведение и результаты контроля, и содержание всего оборудования в исправном состоянии.
7.1.5 Руководитель подразделения неразрушающего контроля проводит ежесменно ннеразрушающий контроль не менее 2 колесных пар, ранее продефектоскопированных и признанных годными для подкатки под вагоны, расследует каждый случай обнаружения дефектов.
7.1.6 Для выявления в элементах колесных пар трещин и других дефектов, угрожающих безопасности движения поездов, в начале технологического процесса ремонта и освидетельствования производится магнитный, ультразвуковой и вихретоковый контроль.
7.1.7 Результаты неразрушающего контроля элементов колесных пар заносятся в специальный журнал, который находится у дефектоскопистов, и журнал формы ВУ-53.
7.1.8 Ежесменно перед началом работы дефектоскопист должен проверить все средства неразрушающего контроля с записью результатов проверки в журнал.
7.2 УЛЬТРАЗВУКОВОЙ КОНТРОЛЬ КОЛЕСНЫХ ПАР
7.2.1 При обыкновенном освидетельствовании колесных пар выполняют ультразвуковой контроль:
- шейки, предподступичной, подступичной и средней части оси колесных пар РУ1Ш, срок службы которых 5 лет и старше;
Дефектоскопирование осей производится при снятом упорном кольце на основании РД-07.09-97.
Разрешается производить обыкновенное освидетельствование колесным парам РУ-1 и РУ- 1Ш, срок службы которых 15 лет и старше, при условии ультразвукового дефектоскопирования осей.
Ультразвуковой контроль осей типа РУ1, срок службы которых свыше 15 лет, разрешается производить при снятом корпусе буксы, если затруднена установка ультразвукового преобразователя в зарезьбовую канавку. Необходимо проверить её ширину - контроль производится, если ширина зарезьбовой канавки не менее 8 мм (тел.№ 4181 от 30.03.02г). Снятые буксы не обезличиваются, подшипники из корпуса буксы не удаляются, защищаются от попадания посторонних предметов, пыли и грязи. По окончании контроля корпус буксы монтируется на свою шейку.
- ободьев колес;
- поверхности катания колеса;
- приободной зоны дисков колес.
7.2.2 При полном освидетельствовании колесных пар производится ультразвуковой контроль:
- шейки, предподступичной, подступичной и средней части оси;
- ободьев колес;
- приободной зоны дисков колес;
- внутренних колец подшипников, напрессованных на шейку оси;
- упорных колец;
- внутренних и наружных колец в свободном состоянии.
7.2.3 Ультразвуковой контроль осей колесных пар производится с помощью программируемого дефектоскопа "Пеленг" УД2-102 с целью обнаружения недопустимых дефектов (несплошностей) заводского и эксплуатационного происхождения.
Порядок подготовки дефектоскопа к работе и проведения контроля осей колесных пар изложен в маршрутной карте 2410.50103.000.
7.2.3 Ультразвуковой контроль ободьев колес и приободной зоны диска колеса производится дефектоскопом УД2- 102 «Пеленг» с приставкой УСК- 4 в соответствии с требованиями РД 07.09- 97 и «Технической инструкцией по ультразвуковому контролю цельнокатанных колес вагонов программируемым дефектоскопом «Пеленг» УД2- 102.
7.2.4 Порядок дефектоскопирования ободьев колес: подготовка аппаратуры, настройка на контрольном образце, контроль колеса - изложены в карте 2410.50103.000 настоящего комплекта документов.
7.2.5 Ультразвуковой контроль поверхности катания колес производится дефектоскопом УДС1 – 22 в соответствии с требованиями "Технологической инструкции по ультразвуковому контролю ободьев колес дефектоскопом УДС1-22 ТИ 07.09.02 – 97".
Данный контроль обеспечивает обнаружение дефектов на поверхности катания обода колеса и внутренних дефектов в ободе колеса, залегающих на глубине не более 10 мм от контролируемой поверхности.
7.2.6 Порядок дефектоскопирования поверхности катания: подготовка аппаратуры, настройка на контрольном образце, контроль колеса - изложены в карте 2410.50103.000 настоящего комплекта документов.
Визуальному осмотру и контролю подлежит вся поверхность катания, особое внимание следует обращать на чистоту поверхности. Наличие локальных пятен масла и грязи сказывается на качестве работы прибора.
7.2.7 Проверку исправности, работоспособности, основных параметров дефектоскопа УДС1 – 22 производят на контрольном образце. Данные параметров (условной чувствительности мертвой зоны, точности работы дальномера) для контрольного образца рассчитаны по формулам и приведены в приложении Ж.
7.2.8 Признаком обнаружения дефекта является срабатывание индикатора «АСД», звукового индикатора и засветка шкалы в месте приема эхо-сигнала от дефекта.
При появлении упомянутых признаков необходимо перестроить чувствительность дефектоскопа с чувствительности поиска 10 дБ на чувствительность оценки 4 дБ и повторить контроль.
Для определения положения отражателя следует:
- при наличии индикации дефекта снять показания цифрового индикатора – измеренное расстояние от преобразователя до отражателя (L, мм). Положение отражателя относительно преобразователя определяют также по световой шкале;
- отмерять с помощью рулетки расстояние L от метки на корпусе преобразователя вдоль поверхности катания в направлении прозвучивания. Нанести отметку мелом. При высвечивании на цифровом индикаторе символов «ЕЕ» необходимо повторить прозвучивание в том же направлении.
Появление упомянутых признаков может быть обусловлено наличием ложных отражателей. Ложными отражателями могут быть: клейма на боковой поверхности колеса, выходящие на поверхность катания; грязь или контактная смазка в месте предыдущей установки преобразователя; повреждения поверхности, допустимые в эксплуатации колеса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.