В эксплуатации батареи, собранные из неформованных аккумуляторов, ведут себя непредсказуемо. Например батарея 90 KL 250 P при разряде до 70 В показала: одна половина из 45 аккумуляторов – 50 В; другая половина из 45 аккумуляторов - 20 В.
Формовка отдельно взятых аккумуляторов (именно этого требуют инструкции по эксплуатации) технически трудно осуществима. Для этого необходимы источники постоянного тока напряжением 2,5 В с плавной регулировкой и выдерживающие силу тока более 50 А на один аккумулятор (банку). Для батареи из 40 аккумуляторов сила тока будет уже свыше 2000 А. При формовке батареи из собранных последовательно аккумуляторов необходим постоянно контроль за напряжением на каждом аккумуляторе. При обнаружении опережающих или отстающих аккумуляторов необходимо прекратить зарядку, опережающие аккумуляторы немного разрядить, переключив нагрузку, отстающие заряжать отдельно.
При Эксплуатации щелочные аккумуляторы требуют только доливки воды, но это не значит, что они вечны. Предписывающий срок службы до 10 лет. Через отверстие коробочек электродов активная масса вымывается и высыпается с оседание на дно. Через заливные отверстия попадает углекислый газ, который со щелочью элетролита образует коронат калия. В последнее время в аккумуляторы заливают индустриальное масло, которое препятствует попаданию углекислого газа. Автор будет считать поставленную перед собой задачу выполненной, если это пособие поможет аккумуляторщикам и другим причастным работникам железнодорожного транспорта при обслуживании щелочных аккумуляторов.
В работе использована литература:
«Инструкции по эксплуатации»:
аккумулятор КМ 300
аккумулятор КL 250 Р
Неисправности аккумуляторных батарей
G Неисправности кислотных аккумуляторных батарей.
Приправильном уходе и эксплуатации аккумуляторные батареи надежно работают в течение нескольких лет. Однако в них могут появиться неисправности, которые преждевременно выводят их из строя.
F Короткое замыкание между положительными и отрицательными пластинами аккумулятора может происходить в результате разрушения сепараторов, выпадания на дно сосуда большого количества активной массы (шлама), коробления пластин и образования на них наростов. Короткозамкнутый аккумулятор быстро разряжается и пластины его сульфатируются. Выявляют такие аккумуляторы нагрузочной вилкой. Напряжение их либо равно нулю, либо значительно ниже исправных аккумуляторов.
F Повышенный саморазрядвозникает при замыкании выводных штырей аккумуляторов грязью и разлитым электролитом, при замыкании пластин осыпающейся активной массой, неодинаковой плотности различных слоев электролита. Аккумулятор с повышенным саморазрядом определяют по быстрому уменьшению плотности электролита и напряжения (отстает от других), а также по резкой потере емкости у отключенной батареи. Чтобы избежать явления повышенного саморазряда, необходимо содержать аккумуляторы в чистом сухом виде, не перезаряжать их и доливать только дистиллированной водой. Выявленные «отстающие» аккумуляторы заменяют. Доливать электролит повышенной плотности в «отстающий» аккумулятор запрещается.
F Повышенная сульфатацияпластин аккумуляторных батарей возникает при систематических глубоких разрядах и недозарядах, длительном пребывании аккумуляторных батарей в разряженном состоянии, использовании электролита повышенной плотности и его загрязнении, недостаточном уровне электролита, а также при наличии короткого замыкания между пластинами. В результате мелкозернистая структура сульфата свинца, по которой судят о нормальном состоянии пластин аккумуляторов, превращается в крупнозернистую, образуя панцирь, препятствующий проникновению электролита к активной массе пластин. Это оказывает значительное влияние на активность протекания электрохимических реакций, увеличивает затраты энергии на образование активной массы пластин, а в дальнейшем приводит к необратимым процессам в аккумуляторах, снижая их емкость и срок службы.
Основными признаками повышенной сульфатации являются резкое падение емкости и быстрое снижение напряжения при разряде, а также наличие белого налета на поверхности пластин.
F Переполюсовкакислотных аккумуляторов происходит при глубоких разрядах (ниже 1,8 V на аккумулятор) или установке в батарею аккумуляторов пониженной емкости. Эти аккумуляторы разряжаются быстрее, и разрядный ток, протекающий через аккумуляторы, заряжает их, образуя при этом на отрицательных пластинах перекись свинца, а на положительных — губчатый свинец. В результате происходит переполюсовка пластин. Такие аккумуляторы понижают напряжение аккумуляторной батареи и должны быть исключены из нее. Переполюсованные аккумуляторы обнаруживают нагрузочной вилкой или вольтметром по отклонению стрелки приборов.
F Течь аккумуляторовопределяют по подтекам вокруг него и по быстрому снижению уровня электролита. Аккумуляторы, у которых обнаружена течь электролита, необходимо заменить.
F Обрыв цепиаккумуляторной батареи может возникнуть вследствие перегорания ее предохранителей, неплотного или окисленного контакта, обрыва межаккумуляторного соединения, выводного штыря, мостика или отсутствия электролита в каком-либо аккумуляторе. При обрыве цепи стрелка вольтметра, подключенного к батарее, стоит на нуле.
G Неисправности щелочных аккумуляторных батарей.
Щелочным батареям присущи те же характерные неисправности, что и кислотным (за исключением сульфатации); помимо этого, возможны также повышенное содержание солей угольной кислоты (карбонатов), высокая температура электролита и повышенное газовыделение.
F Увеличение содержания солей угольной кислотыв электролите происходит вследствие эксплуатации аккумуляторов с поврежденными или отсутствующими пробками и нарушения требований, предъявляемых к электролиту.
F При высокой температуре электролитаактивная масса отрицательных электродов чрезмерно растворяется в электролите, воздействует на положительные электроды и вызывает потерю емкости. Причинами высокой температуры электролита могут быть неправильно выбранный режим заряда аккумуляторных батарей; неисправность регулятора напряжения генератора или зарядного агрегата, приводящая к систематическому перезаряду аккумуляторов; замыкание электродов аккумулятора; ослабление контактов на борнах; низкий уровень электролита.
F Повышенное газовыделениенаблюдается при разряде, а также у неработающего аккумулятора. В этом случае электролит необходимо заменить. Если газовыделение после замены электролита не прекратилось, это означает, что вредные примеси проникли в активную массу пластин и такой аккумулятор подлежит ремонту.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.