1 Анализ безопасности движения поездов на сети дорог РФ
В 2003 г. было создано ОАО «РЖД», и уже на первой всероссийской видеопресс-конференции президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев назвал повышение безопасности и качества грузовых и пассажирских перевозок приоритетным направлением инвестиционной программы.
Поэтому не случайно на одном из первых заседаний правления ОАО «РЖД» обсуждалась проблема совершенствования системы организации безопасности движения поездов и новых подходов к решению задач снижения аварийности. Проблема эта тем более актуальна, что в истекшем году общее число нарушений безопасности движения по сравнению с 2003 возросло на 3%. В то же время общий объём перевозочной работы (в т-км.брутто) вырос на 10.2%, грузооборот вырос на 10.7%). Поэтому относительный показатель нарушений (т.е. число нарушений, приходящихся на 1 млрд. т-км. брутто перевозочной работы) сократился на 6.4%.
Анализ состояния безопасности движения поездов на сети железных дорог России свидетельствует о том, что начиная с 1992 г. отмечается устойчивая тенденция сокращения числа случаев её нарушений и, прежде всего, количества сходов с рельсов подвижного состава в грузовых поездах. Если в 1992 г. было допущено 366 сходов, то в 2003 г. – 72. Этому способствуют меры по усилению инфраструктуры, прежде всего путевого хозяйства, повышение качества ремонта подвижного состава (локомотивов, вагонов, МВПС), а также укрепление исполнительской дисциплины во всех звеньях транспортного конвеера (рисунок 1).
Особо следует выделить ввод в 2000 – 2001 гг. приказов МПС России № 27Ц от 1.09.01г. и №20 от 27.04.02г., которыми были установлены пределы нормативных значений в содержании пути. Параллельно с этим рядом указаний МПС России были ужесточены параметры состояния грузового вагона, контролируемые в эксплуатации, и нормы при выпуске их
Рисунок 1 – Тенденция числа крушений и аварий на железных дорогах РФ в 1992 – 2003 гг.
из ремонтов. Это позволило сбалансировать нормативные параметры
содержания пути и грузового вагона, обеспечить его устойчивость при взаимодействии колеса с рельсом в процессе движения с установленными скоростями. Сегодня в каждом отдельно взятом случае схода с рельсов подвижного состава в грузовых поездах нарушение взаимодействия колеса с рельсом, как правило, является следствием отступлений в техническом состоянии вагона или предельных нормативных значений в содержании пути. Задача состоит в том, чтобы достигнутая сбалансированность была реализована на практике непосредственно исполнителями перевозочного процесса. Этому должны способствовать грамотные и квалифицированные действия руководителей, специалистов и работников ревизорского аппарата.
В 2004 г. из-за технических неисправностей вагонов было допущено три крушения, 28 особых случаев брака и 1969 случаев брака в работе. Доля брака по вине работников вагонного хозяйства по отношению ко всем хозяйствам отрасли осталась на уровне 2003г. и составила 35%.
Ряд мер направленных на повышение уровня безопасности движения поездов:
Для повышения уровня безопасности движения в вагонном хозяйстве начальники соответствующих служб должны сосредоточить внимание на устранение недостатков в работе ремонтных цехов, вагонных депо и ПТО, допустивших в 2004г. наибольшее число нарушений безопасности движения, достоверность определения причин и виновных в допущенных случаях брака и совместно с работниками причастных служб принять меры к повышению достоверности показаний средств автоматического контроля за техническим состоянием вагонов в пути следования.
Должна быть повышена ответственность осмотрщиков вагонов при приёмке вагонов от сопредельных государств на межгосударственных передаточных станциях и вагонов с путей промышленных предприятий. Тщательно расследовать все случаи повреждения вагонов при роспуске с сортировочных горок и производстве других маневровых работ. На все случаи повреждения вагонов в обязательном порядке составлять акты ВУ-25М.
Принять меры к замене в вагонных депо устаревших станочного и технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов, средств диагностики и неразрушающего контроля на более совершенные.
Обеспечивать приведение технической оснащённости вагонных депо к утверждённому руководством ОАО «РЖД» Регламенту.
Активизировать работу по замене в буксовых узлах вагонов смазки
Л3-ЦНИИ на новую смазку «Буксол» с повышенными антикоррозийными свойствами, осуществлять постоянный контроль за соблюдением технологии ремонта, освидетельствования и ревизии колёсных пар и буксовых узлов, повышением квалификации работников колёсно-роликовых участков.
Осуществляется необходимый комплекс мер по безусловному выполнению на дорогах «Регламента организации работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов» № 667-2004 и «Регламента технического обслуживания грузовых вагонов на сортировочных станциях» № 670-2004, утверждённых ОАО «РЖД» 30 декабря 2003г.
Ревизорский аппарат всех уровней совместно с работниками служб дорог и департаментов ОАО «РЖД» проводит активную работу по усилению технической основы обеспечения безопасности движения. В частности, в 2004г. продолжается реализация программы повышения безопасности движения на период 2001 – 2005 гг.
В этом году необходимо обратить внимание на поиск новых подходов к обеспечению безопасности движения. Следует определить и разграничить зоны ответственности и полномочий ревизорского аппарата ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности системы предупреждения аварийности на железнодорожном транспорте.
Отсутствие значительного улучшения состояния безопасности движения в последние годы, повторение транспортных проишествий и предпосылок к ним практически по одним и тем же причинам свидетельствуют о наличии системных недостатков в обеспечении безопасности движения. Мировая практика свидетельствует, что для непрерывного улучшения таких качественных показателей, какими являются показатели безопасности движения, на предприятиях ОАО «РЖД» должны создаваться системы управления качеством на основе требований стандартов по управлению качеством ГОСТ Р ИСО 9000.
Требования стандартов предусматривают, что качеством надо управлять точно так же, как и любым другим видом деятельности компании – техническим обслуживанием, ремонтом, эксплуатацией, финансами, персоналом, охраной труда и др. При этом качество определяется комплексом показателей экономической эффективности, регулярности, своевременности и сохранности перевозок, безопасности движения, охраной труда и др. Предварительная проработка вопросов, связанных с созданием систем управления качеством перевозок, показала, что создаваемые системы должны быть интегрированными по вертикали в соответствии с принципами построения структуры управления ОАО «РЖД» по территориальному, хозяйственному и функциональному признакам.
Состояние безопасности движения поездов – один из важнейших показателей работы железнодорожного транспорта. Именно по слаженности работы железнодорожного транспорта судится о практической деятельности ведущей отрасли страны. Малейшие сбои в этом аспекте вызывают широкий общественный резонанс, подрывают доверие к главному перевозчику государства. И подавляющее большинство железнодорожников глубоко осознают личную ответственность за конечные результаты произведённой ими работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.