Традиционные мотивы диверсификации:
1. Ускоренный рост корпорации: интересует прежде всего ее менеджеров, т.к. их статус и доходы зависят от размеров фирмы.
2. Распределение рисков: как выяснилось, эффективнее достигается за счёт диверсификации портфелей акций акционеров, а не портфелей бизнесов компаний.
3. Повышение прибыльности: проверяется тестами Портера.
Тесты М.Портера на целесообразность диверсификации:
1. Тест на привлекательность отрасли – выбранные отрасли должны быть более доходны, чем базовая для фирмы.
2. Тест на затраты входа – привлекательность отрасли для ее «старожилов» может быть много выше, чем для новичков.
3. Тест на приращение благосостояния – возможна ли синергия от объединения фирм разных отраслей.
Матрица «General Electric/McKinsey»:
Наращивание стоимости через реструктуризацию
«Акционерная Контрреволюция» 1990-х перенесла акцент с диверсификации через слияния и поглощения на наращивание акционерной стоимости, посредством реструктуризации
Пятиугольная схема McKinsey (используется рейдерами в наступательных целях и корпоративным менеджментом в оборонительных):
1. Текущая рыночная стоимость компании
2. Стоимость компании, как она есть
3. Потенциальная стоимость компании с внутренними усовершенствованиями
4. Потенциальная стоимость компании с внешними усовершенствованиями
5. Оптимальная реструктурированная стоимость
Управление корпорациями
Ключевые функции штаб-квартиры:
1. Определение состава бизнес-портфеля компании
2. Распределение ресурсов между различными направлениями бизнеса
3. Утверждение стратегии СБЕ
4. Контроль эффективности СБЕ
5. Координация бизнес-стратегий подразделений с корпоративной стратегией
Стандартная «трех-уровневая структура» корпорации:
1. Штаб-квартира
2. отделения (по крупным видам деятельности)
3. СБЕ (по конкретным товарам и рынкам)
Функции мультидивизиональной корпорации по О.Уильямсону:
1. Адаптация к ограниченной рациональности (через децентрализацию решений)
2. Распределение ответственности за принятие решений (операционные и стратегические)
3. Минимизация затрат на координацию (бизнес-стратегиями занимаются СБЕ)
4. Глобальная оптимизация
Ключевые проблемы мультидивизиональной фирмы:
l Распределение ресурсов (добиться экономически эффективного, а не политического решения)
l Решение проблемы агентов (фактическое делегирование акционерами функций контроля за прибыльностью СБЕ – менеджменту мультидивизиональных компаний)
Проблемы мультидивизиональной фирмы (по Г.Минцбергу):
l Ограниченная децентрализация (у менеджеров СБЕ есть свобода, пока все идет хорошо)
l Стандартизация менеджмента на уровне подразделений (через процессы контроля, управления развитием и корпоративную культуру)
Функции штаб-квартиры (по Коллис и Монтгомери):
1. Формирование видения перспектив развития (разработка стратегии развития корпорации и обеспечение четкого доведения ее до подразделений)
2. Сохранение ресурсов корпорации (баланс между краткосрочной доходностью и долгосрочным устойчивым ростом)
3. Общее руководство (в частности, отчётность перед госорганами)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.