Рассмотрим на материалах подразделения “Общепит” Молодечненского райпо методику проведения ревизии издержек обращения, как одного из трудоемких объектов комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности, требующий большей сосредоточенности, знаний нормативных и инструктивных материалов.
При проведении ревизии ревизор строго руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми актами, Уставами и постановлениями правлений потребительских обществ, и инструкцией о порядке организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности.
Ревизор начинает ревизию издержек обращения с проверки соответствия данных, отраженных в бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета по счету 44/3 “Расходы предприятий общественного питания”. С целью получения достоверности (недостоверности) данных об издержках обращения используется методика проверки формирования издержек обращения (коммерческих расходов) от бухгалтерской отчетности к первичным документам, которая представлена на Рис.1. Данная методика дает возможность провести углубленный контроль за формированием издержек, изучить расходы во взаимосвязи с данными бухгалтерского учета и других отчетных форм, выявить недостатки и слабые места в бухгалтерском учете издержек обращения подразделения “Общепит” Молодечненского райпо.
В подразделении “Общепит” Молодечненского райпо при проверки отчетных и учетных данных отклонений не установлено. Так, сумма коммерческих расходов в “Отчете о прибылях и убытках” по строке 030 (Приложение Г) ровна сумме расходов 1690211 в “Отчете об издержках обращения” по строке 300. Сумма расходов, относящаяся к реализованным товарам по общественному питанию 1690211 ровна сумме, отраженной в главной книге по счету 44/3 “Расходы предприятий общественного питания” сумме в книге К-23 по графе “Итого с начало года” и совпадает с суммой издержек по мемориальным ордерам.
После установления тождественности записей в учетных регистрах и отчетности, ревизор проверяет обоснованность и полноту расходов подлежащих учету на счетах издержек, так как все операции, связанные с учетом издержек обращения, должны быть подтверждены первичными документами.
Изучая все основные реквизиты первичных документов, ревизор призван убедиться в достоверности этих документов и законности проведенных хозяйственных операций. Здесь ревизор проверяет соблюдение требований, предъявляемых к порядку оформления документации, а также выявляет недоброкачественные и недействительные документы.
На практике встречаются случаи, когда на издержки обращения относят суммы, списываемые с расчетного счета за работы (услуги), выполненными сторонними организациями, без оформления актов приемки-сдачи работ. Отсутствие таких документов не дает основания для включения сумм в издержки обращения.
В ряде случаев на издержки без подтверждения соответствующими документами и предварительного отражения на счете 71 “Расчеты с подотчетными лицами” списываются средства, выданные работникам на приобретение товарно-материальных ценностей. Более того, приобретенные ценности должны предварительно оприходоваться и отразиться на счетах учета соответствующих активов.
Достоверность и реальность фактических данных ревизор уточняет по материалам проверки товарных, денежных и расчетных документов. Если же на момент ревизии издержек какие-либо участки учета не проверены, то ревизор сопоставляет суммы расходов, приведенные в соответствующих журналах, с записями сумм по дебету счета 44/3 “Расходы предприятий общественного питания”. Такое сопоставление целесообразно проводить за каждый месяц изучаемого периода, как по общему итогу, так и по статьям издержек.
Природа затрат предприятия разнообразна. К ним можно отнести расходы на реализацию продукции, на оплату труда, премирование работников, штрафы, судебные сборы и другие. Выделяют также и различные источники возмещения этих затрат. Это – издержки производства и обращения, прибыль, кредиты банка, целевое финансирование. Таким образом, для контроля за правильным учетом затрат ревизор проверяет разграничение затрат, включаемых в издержки и не включаемых, а также полноту и правильность их отнесения на соответствующие статьи. При этом ревизор руководствуется “Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)”.
Особое внимание ревизор обращает на правильное разграничение расходов по отчетным периодам, так как нарушение принципа строгого разграничения издержек обращения по смежным периодам приводит к неправильному определению размеров прибыли. Просматривая записи по счету 31 “Расходы будущих периодов” необходимо убедиться в законности и обоснованности отнесения затрат на данный счет, в точности определения суммы расходов будущих периодов, падающих на отчетный месяц. Расходы по арендной плате, начисляемые в установленном порядке, стоимость коммунальных, транспортных и других услуг производственного назначения включают в издержки обращения того периода, к доходам которого они относятся.
На практике нередко в издержки обращения текущего месяца необоснованно включают суммы отпускных работнику, приходящиеся на дни отпуска в следующем месяце. Данное нарушение ведет к искажению величины издержек обращения и неправильному исчислению налогов. Следует помнить, что аналогично с распределением сумм отпускных по месяцам, производится формирование налогооблагаемой базы для исчисления чернобыльского налога.
Затем ревизор проверяет правильность учета затрат, так как от этого зависит достоверность исчисления налогов и прибыли.
Следующим этапом проверки является установление достоверности и правильности списания издержек обращения на реализованные товары.
Расчет составляется по двум статьям (транспортные расходы и процентами за пользование кредитами). Другие затраты в силу их незначительности не выделяются и списываются в полном объеме через счет реализации на финансовый результат. Сумма издержек обращения на остаток товаров исчисляется по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.