* на списание торговой надбавки (скидки) и наценки, приходящейся на реализованные товары и готовые изделия, - по дебету счета 90 «Реализация», субсчета
3 «Реализация продукции и товаров в общественном питании» и кредиту счета 42 «Торговая наценка», субсчета
4 «Торговая наценка (скидка, надбавка) по товарам и продуктам в общественном питании» (запись методом сторно).
В том случае, когда на распределительных складах объединения общественного питания учетной ценой является отпускная цена поставщика товаров, в объединении составляется только один расчет торговых надбавок (скидок) и наценок на остаток товаров и реализованные товары. Предварительное сальдо торговых надбавок (скидок) и наценок распределяется между реализованными товарами и их остатками на конец месяца в целом по объединению (за исключением остатка товаров и их реализации на распределительных складах).
По производственным цехам общественного питания, осуществляющим формирование отпускных цен на основании фактических затрат и норматива рентабельности и применяющим методику учета сырья, затрат и готовой продукции, установленную для промышленных предприятий, отчетными показателями становятся объем выпущенной продукции и выручка от ее реализации.
Методика расчета валовой прибыли от реализации покупных товаров и готовой продукции по среднему проценту торговой надбавки и наценки удобна в применении, но недостаточно обоснована и объективна. Она не дает возможности определить прибыль от реализации товаров по отдельным торговым объектам общественного питания, по видам продаж: реализация собственной продукции и реализация покупных товаров.
При расчете реализованной торговой надбавки и наценки в целом методом среднего процента (удельного веса) объективность исчисления валовой прибыли от продаж товаров не может быть достигнута по ряду причин:
* средний уровень торговых надбавок и наценок, исчисленный в целом по объединению, не позволяет учесть различие наценок по категориям торговых объектов общественного питания и видам продаж, хотя трудоемкость производства и реализации продукции собственного изготовления в три раза выше, чем покупных товаров;
Ф остатки покупных товаров и продуктов на конец месяца сосредоточены преимущественно в буфетах, в кладовых и в розничной торговой сети и они весьма незначительны в производстве.
Распределение торговых надбавок и наценок общественного питания между реализованными товарами и остатками товаров по единому среднему проценту ведет к «оттягиванию» наценки общественного питания на остаток покупных товаров и к занижению валовой прибыли. Ввиду незначительных сумм остатков продуктов в производстве на конец месяца практически вся наценка относится к реализованной продукции.
Методика учета торговых надбавок и наценок, а также расчета валовой прибыли в общественном питании нуждается в совершенствовании. В основу совершенствования методики расчета валовой прибыли должны быть положены следующие критерии:
* выделение баз данных для раздельного расчета валовой прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров;
* дифференцированный расчет валовой прибыли по отдельным торговым объектам общественного питания и их структурным подразделениям (кухня, буфет, кладовая);
* составление расчетов валовой прибыли по видам продаж: реализации покупных товаров через торговые объекты; реализация готовой продукции через обеденный зал и буфеты;
* организация учета торговых надбавок и наценок по торговым объектам общественного питания и их подразделениям, а также учета передачи надбавок и наценок между предприятиями и подразделениями внутри торгового объекта.
Предложенная методика учета торговых надбавок и наценок соответствует требованиям внутрихозяйственного расчета. На начальном этапе внедрения данной системы учета торговых надбавок и наценок организуют составление расчетов валового дохода по видам продаж (реализация покупных товаров, реализация собственной продукции) по категориям торговых объектов. Для получения информации, необходимой для составления расчетов к счету 42 «Торговая наценка», субсчету 4 «Торговая наценка (скидка, надбавка) по товарам и продуктам в общественном питании» могут быть дополнительно открыты субсчета второго порядка:
42/4.1 — торговая надбавка и наценка на продукты в торговых объектах общественного питания первой категории;
42/4.2 - торговая надбавка и наценка на продукты в торговых объектах общественного питания второй категории;
42/4.3 — торговая надбавка и наценка на продукты в торговых объектах общественного питания третьей категории;
42/4.4 — торговая надбавка и наценка на продукты в столовых учебных заведений;
42/4.5 - торговая надбавка (скидка) на покупные товары в буфетах и прочих объектах торговли.
В расчете торговых надбавок (скидок) по складу в графе 8 (табл. 4.13) распределение торговых надбавок (скидок) осуществляют по категориям получателей продуктов и сырья для производственных целей. В отдельную категорию получателей торговых надбавок, передаваемых со склада, выделяют буфеты и иные объекты розничной торговли. Для этого в расчете торговых надбавок (скидок) по складу в графе 2 (табл. 4.13) выделяют общую сумму внутрихозяйственного отпуска товаров, в том числе отпуск продуктов в производство по наценочным категориям получателей (I, II,
III, столовые учебных заведений), а также отпуск покупных товаров в буфеты и розничную торговую сеть.
На основании аналитических данных об остатках и суммах передаваемых за месяц торговых надбавок и наценок по группам их получателей составляется Расчет торговых наценок и надбавок по видам продаж в разрезе категорий торговых объектов общественного питания (табл. 4.15).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.