Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно по¬пытаться сформулировать систему экономических и социальных функций потребительской кооперации на макро- и микроуровне. При этом целесообразно вести речь об этих уровнях применительно не только к экономической, но и к социальной деятельности.
Экономические функции кооперативов потребительского вида на микроуровне выражают, прежде всего, интересы и цели их пайщиков и обслуживаемого населения. К числу этих функций можно отнести следующие:
• удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого на-
селения в товарах на более выгодных условиях, чем через торговые предприятия других секторов экономики;
• обеспечение приемлемых для пайщиков и обслуживаемого на¬
селения ассортимента и качества товаров;
• обеспечение пайщиков и обслуживаемого населения комплек¬
сом бытовых*и иных услуг на относительно выгодных для них усло¬
виях;
• создание благоприятных хозяйственно-экономических условий
для эффективного производства и сбыта произведенной пайщиками и
обслуживаемым населением сельскохозяйственной и иной продук¬
ции;
• осуществление по мере необходимости расширения видов хо¬
зяйственно-экономической деятельности для удовлетворения разно¬
образных, в том числе ранее не проявлявшихся, потребностей и за¬
просов пайщиков и обслуживаемого населения (например, в кредите,
жилище и т. д.);
• обеспечение условий для получения реальной прибыли каждым
пайщиком от функционирования капитала кооперативной организа¬
ции в соответствии с внесенными паями, закрепленными за членами
кооператива долями имущества либо на каких-то иных условиях.
К экономическим функциям потребительских кооперативов на макроуровне следует относить те, которые оказывают определенное воздействие на положение в экономике в целом, формируют макро¬экономические показатели и пропорции. Очевидно, что макроэконо¬мическими функциями потребительской кооперации являются сле¬дующие:
• участие в формировании конкурентной среды рынка путем тор¬
говой деятельности, производства и продажи продовольственных и
непродовольственных товаров, оказания разного рода платных услуг
как пайщикам, так и другим категориям обслуживаемого населения;
• осуществление экономических связей между производителями
сельскохозяйственной продукции (владельцами крестьянских при¬
усадебных, фермерских, личных и подсобных хозяйств, колхозами,
совхозами, сельскохозяйственными кооперативами и др.) и рынком
путем организации заготовок продуктов, их переработки и после¬
дующей реализации;
• привлечение свободных денежных и иных средств населения в
экономику рынка через формирование капитала кооперативных
предприятий и организаций путем сбора вступительных и паевых
взносов, выпуска акций и облигаций, прогрессивных займов и т. д.;
• участие в функционировании рынка труда (рабочей силы) пу-
тем расширения количества рабочих мест в организациях и на пред¬приятиях потребительской кооперации.
Социальные функции потребительской кооперации также могут быть рассмотрены на уровне отдельных кооперативных организаций и народного хозяйства в целом.
В плане осуществления социальных интересов пайщиков конкрет¬ного кооператива, а также проживающего в зоне его действия обслу¬живаемого населения нужно отметить следующие социальные функции:
• удовлетворение потребности в торговом и ином обслуживании
пайщиков, относящихся к социально незащищенным группам на
льготных для них условиях (пенсионеров, инвалидов, ветеранов вой¬
ны, многодетных и малообеспеченных семей, детей, школьников
и др.);
• организация обслуживания населения так называемых "непер¬
спективных населенных пунктов", где торговля и иная экономическая
деятельность носит заведомо убыточный характер, освобождение жи¬
телей таких населенных пунктов от чрезмерных транспортных затрат
при индивидуальной закупке в городах;
• безвозмездная материальная и иная помощь пайщикам в чрез¬
вычайных ситуациях;
• проведение мероприятий по удовлетворению культурных по¬
требностей пайщиков и обслуживаемого населения;
• материальное и организационное обеспечение получения выс¬
шего, среднего специального и профессионального образования, по¬
вышения квалификации пайщиков и членов их семей;
• обеспечение приоритетного права пайщиков кооперативных
организаций на трудоустройство в потребительской кооперации в со¬
ответствии с их квалификацией и потребностями в кадрах;
В масштабах народного хозяйства и общества^в целом потреби¬тельская кооперация в соответствии со своими свойствами, целями и задачами также может осуществлять социальные функции. К таковым можно отнести следующие:
• материальное и иное участие организаций и предприятий по¬
требительской кооперации в осуществлении разного рода социальных
программ, проводящихся государственными и иными организациями;
• решение социальных проблем определенных групп населения
путем вовлечения его представителей в пайщики потребительской
кооперации;
• определенное решение проблем безработицы и неполной заня¬
тости на местном, региональном и общегосударственном рынках тру¬
да путем создания новых рабочих мест.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.