Ценности кооперации, т. е. краеугольные идеи, на которых она из¬начально строилась, отражают ее общечеловеческое и вневременное значение, имеют непреходящий смысл и вот уже на протяжении двух столетий остаются неизменными. К их числу принято относить взаи¬мопомощь, взаимную ответственность, демократию, свободу, универ¬сальность, интернационализм, равенство, справедливость, солидар¬ность, честность, открытость, социальную ответственность и заботу о других.
Кооперативные принципы, в отличие от ценностей, являются кон¬кретизированными идеями, использующимися в качестве основопо¬лагающих в политике, руководстве и осуществлении кооперативной деятельности.
Впервые кооперативные принципы для условий рыночной эконо¬мики были сформулированы в уставе Родчельского потребительского общества в Англии в 1844 г. Некоторые из них используются и в на¬стоящее время.
Наиболее примечательными из этих принципов представляются следующие: необходимый для деятельности кооператива собствен¬ный капитал образуется путем внесения каждым пайщиком взноса, на который начисляется определенный процент; все члены кооператива имеют равные права в управлении им независимо от размеров вне-
сенных паев; использование части прибыли на повышение профес¬сионального и культурного уровня пайщиков посредством создания кооперативных учебных заведений, клубов, библиотек; распределе¬ние основной части прибыли по итогам года между членами коопера¬тивов пропорционально стоимости закупленных ими в магазине коо¬ператива товаров.
В ходе более чем 150-летней истории потребительской кооперации рыночного типа ее принципы претерпели определенные изменения, однако их изначальная сущность сохранилась. На состоявшемся в сентябре 1995 г. в Манчестере конгрессе Международного коопера¬тивного альянса были официально согласованы следующие принци¬пы кооперации на пороге XXI в.: добровольность и открытое для всех членство; демократическое и открытое членское управление; реаль¬ное экономическое участие членов в деятельности кооператива; авто¬номия и независимость кооперативов; создание условий для получе¬ния образования; повышения квалификации пайщиков кооперативов; сотрудничество кооперативов на местном, региональном, националь¬ном и международном уровнях; забота кооперативов о нуждах разви¬тия своей местности, региона.
Очевидно, что принципы кооперации в обобщенном виде отража¬ют ее экономические и социальные функции.
Таким образом, ее свойства, определяющие совокупность соци¬ально-экономических функций кооперации как особой общественно-хозяйственной организации, нашли свое отражение в ценностях и принципах кооперации, интересах отдельных групп пайщиков. Еще одной формой выражения свойств кооперативов являются их уставы, где конкретно формулируются цели, задачи, объект и предмет дея¬тельности кооперативов. Содержание большинства как примерных, так и конкретных кооперативных уставов в основном детализирует и переводит в практическую плоскость идеи ценностей и принципов кооперативного движения.
Несомненно, проблема определения социально-экономических функций потребительской кооперации может быть удовлетворитель¬но решена при условии построения достаточно логичной и убеди¬тельной классификации этих функций.
Представляется целесообразным подразделение функций коопера¬ции по следующим основаниям: сфере проявления (экономические, социальные, общественно-политические), уровню проявления (функ¬ции на микро- и макроуровне). Поскольку общественно-политическая деятельность кооперации не является предметом исследования дан¬ной лекции, то можно выделить по сфере действия (или проявления) экономические и социальные функции.
Как уже отмечалось, правильное понимание сущности функций кооперации невозможно без рассмотрения возможности и действи¬тельности реализации свойств, целей и задач ее организаций в кон¬кретной социально-экономической действительности. Очевидно, ре¬альное действие функций кооперативов весьма проблематично, а то и, невозможно без наличия законодательно закрепленных экономиче¬ских прав и свобод, возможности создавать кооперативы по инициа¬тиве групп физических лиц. В достаточно широких слоях общества должен существовать реальный интерес к потребности создания коо¬перативов. Что касается потребительской кооперации, то ее возник¬новение было обусловлено прежде всего резким увеличением количе¬ства лишенных собственности людей, ростом цен, неблагоприятной для малообеспеченных слоев общества рыночной конъюнктурой. Ор¬ганизация совместного потребления товаров и услуг на льготных, вы¬годных для таких людей условиях сыграла заметную роль в смягче¬нии неблагоприятного воздействия формирующегося рыночного ка¬питализма.
Впоследствии в развитых странах Запада в условиях роста жиз¬ненного уровня, формирования обширного "среднего класса", про¬блема "дешевых и доступных товаров и услуг" стала отходить на вто¬рой план. Однако в посткоммунистических странах, где имеются зна¬чительные экономические проблемы, вопрос организации щадящих условий снабжения населения товарами и услугами является актуаль¬ным. Что же касается социальной защиты, то необходимость в ней на этапе перехода к рынку значительно возросла. Применительно же к Республике Беларусь следует учитывать значительные традиции по¬требительской кооперации (именно ее организации и предприятия играли и играют ключевую роль в обслуживании сельского населе¬ния, доля которого продолжает оставаться значительной, и заметной части населения небольших городов, преимущественно районных центров).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.