3 Пути оптимизации финансового планирования
При рассмотрении практики финансового планирования в Сенненском РайПО можно отметить о недостаточном его развитии. Имеется ряд недоработок в этой области. Следует полагать, что Сенненское РайПО не является единственной организацией системы потребительской кооперации, имеющей проблемы в этой сфере.
В данном свете оптимизацию финансового планирования можно свести к его правильной организации.
Во-первых, в Сенненском РайПО, как и в большинстве потребительских обществ, не существует специализированной финансовой службы. Функции финансового менеджера возложены на главного бухгалтера, что не позволяет в полном объёме использовать возможности финансового планирования и, следовательно, может привести к упущению из вида некоторых моментов, способных повлиять на результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Организация финансовой службы способна повысить эффективность таких процессов, как:
1. финансовый анализ и планирование на основе финансовой отчётности;
2. сбор и обработка данных бухгалтерского учёта для внутреннего управления финансами и внешнего использования;
3. принятие долгосрочных инвестиционных решений, определение наиболее оптимальной структуры активов и пассивов, принятие решений о замене, ликвидации и осуществлении операций с финансовыми активами;
4. управление портфелем ценных бумаг;
5. управление оборотными активами предприятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, товарными запасами).[14, с.7]
Всё это даст возможность избегать возникновения кризисных ситуаций и неплатежеспособности в организации. На наш взгляд, организация специальной финансовой службы – это первоочередная задача в области оптимизации финансового планирования.
Во-вторых, финансовый план кооперативных предприятий и организаций до 1992 года состоял из следующих плановых документов:
· баланса доходов и расходов;
· баланса финансирования капитальных вложений;
· баланса финансирования капитального ремонта;
· баланса использования средств фонда подготовки кадров.
Каждый из названных плановых балансов состоял из двух разделов: "Источники поступления средств (доходы)" и "Направления средств (расходы)". Балансовая форма основных разделов финансового плана позволяла сопоставить и взаимно увязать плановые источники средств и потребность в них, привести к нужному соотношению приходную и расходную части.
Для обоснования некоторых показателей плановых балансов составлялись расчеты, которые оформлялись в виде таблиц финансового плана. Так, в финансовом плане содержались расчеты плана прибыли, распределения прибыли за прошлый год, нормативов собственных средств по отраслям деятельности и сводного норматива но организаций (предприятию), амортизационных отчислений и др.
Кроме того, составной частью финансового плана являлись сметы расходования средств специальных фондов (фонда социального развития, фонда финансирования материально-технической базы и др.).
В связи с инфляцией, прекращением отчислений в фонд финансирования капитальных вложений, в фонд финансирования капитального ремонта, нормирования оборотных средств, составление финансовых планов в полном объеме практически прекращено. Ныне кооперативные предприятия и организации рассчитывают лишь некоторые основные показатели; например, товарооборот, прибыль и др.[11, с.343]
В настоящее время такие инструменты финансового планирования как вышеуказанные финансовые планы в Сенненском РайПО практически не используются. Однако в современных условиях можно говорить о достаточной стабилизации экономики Республики Беларусь и снижении инфляции до уровня приемлемого для составления финансовых планов на продолжительный срок. Но всё ещё актуальной остаётся проблема нестабильности финансового и налогового законодательства. Возобновление использования данных форм позволит получать информацию, необходимую для более качественного принятия управленческих решений.
В-третьих, в настоящее время оперативные финансовые планы, как и другие, разрабатываемые на более длительный период, составляются далеко не всеми предприятиями и организациями потребительской кооперации, что отрицательно сказывается на их финансово-хозяйственной деятельности, конечных результатах, решении многих экономических и социальных задач.
Оперативные финансовые планы отличаются от перспективных и текущих не только сроком их действия, формой, но и большей мобильностью в сбалансировании финансовых возможностей с потребностями каждого конкретного периода. Оперативное финансовое планирование позволит принимать меры к улучшению ритмичности производства и реализации товаров, отгрузки товаров, выполнения отдельных работ, оптимизации поставок товаров исходя из данных о платежеспособности покупателей, применения прогрессивных форм расчетов.
Основной формой оперативного финансового плана является платёжный календарь (консолидированная кассовая смета).
Платёжный календарь (Приложение В) разрабатывается в виде баланса поступления и расходования денежных средств и позволяет выявить и ликвидировать несоответствие между предполагаемыми расходами и источниками их покрытия путём привлечения дополнительных денежных средств (например кредитов банка) или перенесения некоторых платежей на более поздний срок. Он состоит из двух частей:
1. поступление денежных средств;
2. отток денежных средств.
В расходной части показываются расчёты с поставщиками, заработная плата, налоги, обязательные отчисления в специальные фонды, суммы погашения банковских кредитов и уплата процентов по ним, расходы на инвестиции, удовлетворение социальных потребностей и прочие ожидаемые в данном периоде затраты и платежи.
В доходной части отражаются ожидаемые поступления за период: выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализации излишних материальных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, кредиты банков, прочие доходы и поступления.
Исходной информационной базой для разработки платёжного календаря являются данные по отгрузке и реализации продукции, сдаче выполненных работ и оказании услуг, графики выплаты заработной платы, сроки уплаты налогов и сборов в бюджет, платежей в бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения, графики погашения банковских кредитов и т.д.
В-четвёртых, в системе потребительской кооперации сохраняется практика планирования «сверху»(Приложение Г), когда план прибыли доводиться руководству РайПО областными Союзами потребительских обществ, что снижает самостоятельность финансовых планов и в конечном итоге может приводить к их неточности и ,следовательно, к снижению их ценности для целей управления организацией. На наш взгляд, отказ от данной практики мог бы стимулировать финансовых работников к более точному планированию.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточном развитии финансового планирования на исследуемом предприятии и, как можно предположить, в целом в системе потребительской кооперации.
С целью оптимизации финансового планирования, на наш взгляд, могут быть предложены следующие меры:
1. организация специальных финансовых служб в организациях системы потребительской кооперации;
2. возврат к практике составления целой системы взаимосвязанных перспективных и текущих планов;
3. расширение использования инструментов оперативного финансового планирования, например платёжного календаря;
4. отказ от централизованных методов планирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.