7. В п. 32 Правил записано: "Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, предпринимателя. Из-за нечеткости формулировок эта запись вызывает у кассиров много вопросов. Предлагается следующая, уточненная, ее редакция: "Кассовая книга, заполняемая вручную, должна быть пронумерована на первых (разлинованных) и вторых (неразлинованных) экземплярах одинаковыми номерами без применения копировальной бумага и прошнурована. На концы ниток, протянутых через пробитые отверстия всех листов вблизи переплета (обложка книги не шнуруется) на последнюю страницу книги, наклеивается небольшой листок бумаги, на котором указывается количество листов в виде следующей записи: "В этой книге пронумеровано и прошнуровано ... листов'. Подписи руководителя и главного бухгалтера, предпринимателя под этой записью подтверждаются печатью, которая ставится таким образом, чтобы около половины печати разместилось на листке, которым закреплены .концы ниток, и около половины - на последней странице кассовой книги"
8. Последний абзац п. 32 Правил содержит такую запись: "Подчистки и незаверенные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера или лица, его замещающего". На практике кассиры прибегают к самым разным способам исправления ошибок. Поэтому в Правилах следует четко указать только способ, предусмотренный ст. 9 Закона, например, записав: "Неправильные записи в кассовой книге исправляются только путем их зачеркивания одной линией так, чтобы можно было прочесть неправильную запись и записи правильных данных. Исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера или лица, его заметающего".
На практике у кассиров по п. 32 Правил возникают еще и такие вопросы. "Какое количество исправлений на одном листе кассовой книги делает этот лист испорченным и подлежащим аннулированию? Считается ли испорченным лист, у которого на оборотной стороне из-за неправильного расположения копировальной бумаги допущено зеркальное отражение одного слова (числа), двух слов чисел), части или всех записей, сделанных нa лицевой стороне? Как и каким документом кассиру следует оформить факт аннулирования листа кассовой книги, а также испорченных приходных кассовых ордеров, зарегистрированных в налоговой инспекции, и ком)' следует представить такой документ?" Кроме того, этот пункт желательно дополнить следующим указанием "После полного использования листов кассовой книги открывается новая книга, в которой нумерация листов начинается с единицы", так как этот момент также вызывает вопросы у кассиров.
9. Из текста первого абзаца п. 17 Правил "Выдача наличных денег из касс предприятий, предпринимателей производится по расходному кассовому ордеру; платежной ведомости с последующим наложением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег целесообразно исключить слова "последующим наложением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо". Эти слова неоднозначно трактуются представителями контролирующих органов и порождают требование к кассирам на каждую платежную ведомость составлять отдельный кассовый ордер. Абзац второй п. 30 Правил, содержащий запись. Расходные кассовые ордера, оформленные на основании платежных ведомостей, заполняются и регистрируются только после выдачи наличных денег и закрытия платежной ведомости", следует перенести в п. 17, исключив из п. 17 абзац четвертый. Соответствующие уточнения необходимо сделать в абзаце первом п. 20, абзаце первом п. 23 и абзаце шестом п. 27 Правил.
10. В пл. 3, 4J. 48, 49 и других используется словосочетание "наличные деньги и другие ценности". В связи с этим следует уточнить, какие именно "другие ценности" можно хранить в кассах и как их движение должно быть оформлено документально.
11. Пункты 33, 37 Правил разрешают кассиру производить в кассовую книгу записи по каждому приходному или расходному кассовому ордеру в день получения или выдачи наличных денег, а постановление № 43 требует эти записи производить сразу после получения или выдачи наличных денег отдельно по каждому ордеру. Указанные расхождения дают повод проверяющим применять к кассиру санкции. Во избежание различных трактовок эти записи должны быть приведены к единому виду. При этом выражение "в день" должно быть более четким, т с. необходимо указать, что дата записи в кассовую книгу и дата, указанная в приходных и расходных кассовых ордерах, должны совпадать.
12. Отдельные пункты Правил требуют редакционного уточнения. Например, в пи. 27 и 32 выражение "скрепить надпись своей подписью" предпочтительно заменить на "подтвердить запись своей подписью", а выражение "по колонке "Расход в п. 33 - на слова "по графе "Расход". [ ;с.23]
13. В п. 49 Правил выражение "проводится внезапная ревизия кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денег" следует заменить на "постоянно действующей комиссией проводится внезапная инвентаризация кассы с пересчетом всех купюр наличных денег. Предлагаемая замена терминов объясняется тем, что согласно словарю ревизия - это обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а инвентаризация - это проверка наличия и состояния имущества предприятия, к которому в соответствии со ст. 2 Закона относятся недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги). В пользу замены терминов говорят и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Минфина РБ от 05 12.1993 № 54, в соответствии с которыми при инвентаризации кассы составляется акт инвентаризации наличных денежных средств. И наконец, необходимо учесть, что наличные деньги выпускаются купюрами, а не листами ( штуками).
14. При подготовке альбома типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций из приходных и расходных кассовых ордеров следует исключить графы "Код целевого назначения" и "Код аналитического учета", так как на практике в разработке этих кодов нег необходимости, а при получении из банка в кассу денег на различные цели в графу "Код целевого назначения" проставлять сразу несколько кодов не имеет смысла. Тем более что целевое назначение денег всегда указывается в приходном и расходном ордере текстом.
15. Пункты 11, 15, 16 и третий абзац п. 17 Правил содержат дублирующие записи. Дублируются также записи во втором и третьем абзацах п. 51.
Эти и другие предложения основаны на анализе вопросов, возникающих у кассиров при применении отдельных пунктов Правил ведения кассовых операции в РБ.
В данной главе я предпринял попытку обобщить имеющиеся недостатки Правил и предложил пути их устранения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.