Исследование и анализ деятельности Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации, страница 2

Реализации функций базового учебного заведения в системе кооперативного образования способствовало создание и обеспечение активной работы семи учебно-методических объединений (УМО), в составе которых работали 119 преподавателей института и техникумов. По решению УМО издано четыре учебника, повысили квалификацию 86 преподавателей.

С июня 1997 года при ГКИ открыт на базе спец факультета и факультета повышения квалификации Институт повышения квалификации. За 1998-1999 года здесь прошли повышение квалификации почти 2 тысячи руководителей и специалистов. На специальном факультете обучается около 300 слушателей.

Активно развивалась материально-техническая база института. Для улучшения методического обеспечения учебного процесса в институте создана современная полиграфия. Это дало возможность отказаться от услуг сторонних организаций и перейти на само обеспечение, сократить сроки выпуска учебной литературы. Улучшилась и структура издаваемой литературы. Так только за 1998-2000 год преподавателями института подготовлено и издано 11 учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования.

Студенты всех специальностей и специализаций имели возможность изучать иностранные языки в трех специализированных классах, оснащенных лингафонным, аудио и видеооборудованием.[9,стр15]

Технические средства обучения составляли основу для внедрения прогрессивных образовательных технологий. Вместе с тем важно было обеспечить использование в учебном процессе лицензионных пакетов прикладных программ по общеобразовательным и специальным дисциплинам, обновление товарных образцов и торгово-технологического оборудования на кафедрах коммерции и технологии торговли, товароведения непродовольственных и продовольственных товаров. Много внимания уделялось созданию единой компьютерной сети, внедрению современных технологий не только в учебный процесс, но и в систему управления вузом путем разработки и внедрения АСУ—вуз.

Профессорско-преподавательский состав понимал, что  студент — это активный участник экономической жизни страны в третьем тысячелетии и что закладывается основа, на которой будет развиваться древо общественного прогресса. За последние годы значительно вырос контингент студентов и учащихся. Нужен был соответствующий аудиторный фонд, и  обмениваться планами изданий, унифицировать специальности. Обмениваться преподавателями (в рамках стажировки), обсуждать проблемы методики и технологии получения профессиональных знаний в учебных заведениях и  на производстве, восстановить практику проведения научно-практических конференций.

Жизнь подвела  вплотную к необходимости обеспечить горизонтальную и вертикальную координацию деятельности всех учебных заведений и научно-методических подразделений. С этой целью ГКИ уже в 1993 году придан статус базового учебного заведения. Созданы учебно-методические объединения преподавателей института, техникумов и училищ. Их деятельность в первую очередь направлена на разработку и внедрение учебных планов и программ, учебной и учебно-методической литературы. В потребительской кооперации работало почти 160 тысяч человек, в том числе 12 тысяч специалистов с высшим и 39 тысяч — со средним специальным образованием. Ключевые должности руководителей райпотребсоюзов и потребительских обществ, ведущих кооперативных предприятий в основном занимают подготовленные работники, имеющие, как правило, высшее образование.[1,стр34]

Вместе с тем, укомплектованность специалистами ряда других важных участков кооперативного хозяйства нельзя признать удовлетворительной. Так, среди заместителей председателей правлений райпотребсоюзов и райпо только 81 % работников имеют высшее образование, а среди заместителей председателей правлений потребительских обществ — 46%. Должности главных бухгалтеров, подлежащие замещению специалистами с высшим образованием, укомплектованы таковыми лишь на 44%. На должностях руководителей, а также специалистов, работает более 2 тысяч практиков, не имеющих специального образования. В настоящее время ВУЗ имеет все необходимое для обеспечения высокого качества подготовки специалистов: высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, два учебных корпуса, библиотеку, современную редакционно-издательскую и полиграфическую базы. Университет располагает пятью благоустроенными общежитиями, дворец культуры, спортзалы, столовая, магазины, кулинария, буфеты обеспечивают хорошие условия для отдыха и быта.

Для повышения конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда много внимания в университете уделяется внедрению в учебный процесс современных технологий, научных исследований.

 Создана комплексная вычислительная система, объединенная локальной сетью. Составной ее частью является автоматизированная информационная библиотечная система. Студентам обеспечен быстрый доступ к электронным ресурсам университета, а также к корпоративным информационным ресурсам других библиотек через Интернет. Большое внимание уделяется освоению и использованию компьютерной техники и современных программных продуктов. В университете более 300 ПЭВМ, имеются компьютерные залы для самостоятельной работы студентов, научной работы, электронный читальный зал. Существенно помогает в работе автоматизированная система управления ВУЗом, включающая более 20 АРМов (более 100 ПЭВМ), работающих в сетевом варианте.

Университет располагает Дворцом молодежи с актовым залом на 860 мест и репетиционными помещениями. Здесь действуют молодежные самодеятельные коллективы: вокальная студия, оркестр народных инструментов, вокально-инструментальный ансамбль, студии эстрадного танца и эстрадного пения, чтецкого мастерства, театральная студия. Последней по итогам работы за 2001 г. присвоено звание народного коллектива.

Спортивный клуб включает 11 секций по 9 видам спорта: баскетболу, волейболу, настольному теннису, пулевой стрельбе, легкой атлетике, футболу, мини-футболу, туризму. Команда университета по мини-футболу неоднократно становилась победителем и призером городских и областных соревнований, а сборная ВУЗа по туризму завоевывала призовые места на республиканских соревнования.