Государственное регулирование в Великобритании и Швеции

Страницы работы

Содержание работы

Государственное регулирование в Великобритании эволюционировало от полного невмешательства в дела экономики до все более расширяющегося вторжения в хозяйственную жизнь. Именно Англия была "родиной" самой идеи государственного регулирования, теоретическую базу под которое подвел Дж. М. Кейнс в книге "Общая теория занятости, процента и денег". И это вполне объяснимо, ибо экономика Великобритании имеет объективные основы для кризисов: она на 90% работает на привозном сырье, используя большое количество импортного оборудования, и динамика ее производства непосредственно связана с состоянием ее золотовалютных запасов и платежного баланса. Это и предопределяет необходимость вмешательства в экономику го-сударства. В отдельные периоды государственн'ые расходы, выделяемые на регулирование экономических и социальных процессов в стране, достигали более 50% в национальном доходе.

Решающую роль в государственном регулировании экономики играют центральные органы правительства — кабинет министров и министерства. И хотя парламент утверждает предложенные правительством поощрительные кредиты или субсидии из бюджета, регулирует в рамках финансовых законов ставки налогов, выставляет условия получения кредита, правила торговли и т. д., в конечном итоге не он, а правительство контролирует государственные финансы.

Для британской институциональной системы регулирования экономики и социальных отношений характерна сеть полуправи тельственных организаций — всевозможных советов, комиссий, комитетов. По отношению к правительству они выполняют кон-сультативные и совещательные функции. Типичные примеры таких органов — комиссии по ценам, энергетике, рабочей силе и др. Так, в 1962 г. был создан Национальный совет экономического развития (НСЭР), который играл роль центрального программирующего органа. В его состав входили министры и руководители национализированных отраслей.

Для осуществления программирования и модернизации экономики в отраслевом разрезе была создана система отраслевых Советов экономического развития (СЭР), которая подчинялась НСЭР. Поздние функции НСЭР были ограничены рамками кон-сультаций и обсуждения разработанных министерством программ и мер по их реализации. А составление плана и контроля за его выполнением были возложены на Министерство экономики, которое состояло из экономического, промышленного и региональных отделов, отдела информации и группы промышленных советников.

Наиболее характерной чертой британской экономики является наличие государственного сектора, оказывающего существенное влияние на экономику в целом.

В стране сложились три основные формы управления государственной собственностью: госбюджетные предприятия, государственные корпорации и акционерные компании.

Мощным рычагом государственного регулирования является финансовая система Великобритании. Великобритании принадлежит первое место среди других развитых стран по удельному весу государства в национальных капиталовложениях, по доле госпредприятий в общем числе занятых и государственного долга в валовом внутреннем продукте.

Методы регулирования основаны на манипуляции государственными расходами на товары и услуги и на видоизменении масштабов и форм налогообложения.

Одной из форм вмешательства государства в экономику с целью расширения рынка является использование государственного заказа.

Важное место в системе финансово-кредитных методов регули­рования занимают ускоренная амортизация, дифференциация налоговых ставок, бюджетное финансирование. Так, в 1972 г. осуществлялось государственное финансирование программы стимулирования промышленного и регионального развития, предусмат-ривающей предоставление региональных субсидий обрабатывающим и добывающим отраслям промышленности и строительным организациям для покрытия части их инвестиционных расходов. Один из видов субсидий — выплаты предпринимателям "премии" за каждого занятого и вновь принятого ими рабочего. Основное назначение выборочного налога, регулирующего занятость,— перераспределение рабочей силы между отраслями и экономическими регионами страны.

                                              ШВЕЦИЯ

Весьма интересен с позиции роли и места государства в эконо-мической жизни общества опыт Швеции, которая еще в конце XIX в представляла собой бедную крестьянскую страну на север-ной окраине Европы, а сейчас является одной из стран с высоко-развитой, эффективной, социально ориентированнои экономикои. Термин "шведская модель" возник в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное^сочетш Швеции быстрого экономического роста с обширнои политико реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе что особенно сильно контрастировало тогда с ростом социальн'ых и политических конфликтов в окружающем мире.

Отличительной чертой шведской экономики является доста-точно удачное сочетание рыночных отношений и государственного регулирования, преобладающей частной собственности в сфере производства с обобществленным потреблением.

В соответствии с концепцией  шведской модели  основными целями  послевоенной  экономической  политики   поддержание высокой и стабильной занятости; быстрыи экономический рост; выравнивание доходов населения; поддержание   регионалыного экономического равновесия; достижение приемлемой стабильности цен.

Выделенные цели в последние годы дополнены и такими обозначившимися целями, как: охрина окружающей среды; обеспеченность и удовлетворенность работой; рост помощи развивающим странам.

Устранение дефицита государственного бюджста и платежного баланоа, а также сдерживанне инфляциоыных процессов рассматриваются как долгосрочные цели социально-экономического развития страны.

Для достижения поставленных целей используются в общем-то традиционные инструменты, однако их умелое сочетание и.особенности пременения при высоких конечных результатах по ряду направлений заслуживают внимания.

Особо следует выделнть социальгую политику Швеции и меры по ее реализации. Социальная политика основывается на трех основных прннципах: равенстве, понимаемом как обеспечеиие равных возможиостей достижения благосостояния; предоставлении социальных гарантий населенню, предусматривающих всевозможныс ситуацин; достижении полной занятости трудосдособного населения.

Похожие материалы

Информация о работе