- допустимое напряжение для данной марки материала H/мм2, H/мм2.
- коэффициент для сечения А и В:, для сечения О: .
Условия расчета
Рассчитывая вал будем исходить из условий
=> ;
=> .
Расчет для сечения А
;
;
;
kHИ берем из расчета ;
Hмм;
;
kHИА возьмем равным 1,05
мм3;
мм;
;
;
kHK возьмем из расчета равным 2,8;
мм3;
мм;
Из двух полученных диаметров выбираем наибольший и округляем его до ближайшего стандартного значения ----- диаметра подшипника.
dA = 15 мм.
Расчет для сечения В
;
;
Hмм;
kНИ В : => kНИ B = 1,6;
мм3;
Из конструктивных соображений примем dB=15 мм, т.е. установим на вал в точках A и B одинаковые подшипники с dBH=15 мм. В дальнейшем вторым наиболее опасным сечением будем считать сечения, проходящее через точку О. При увеличении dBH до 15 мм это сечение будет недогружено, что неэкономно, но dBH=15 мм более технологично.
Исходя из проектного расчета, получаем две ступени вала. Диаметр вала под подшипники dп=15 мм, диаметры вала подшестерни dш=10 мм. Таким образом, форму вала можно принять согласно рис.3
Рис.3 Конструкция вала
d=12 мм d=15 мм
Z Z
6 7.5
н.л. н.л.
Y
-6 6 -7.5 7.5Y
Д Д
-6 -7.5
Рис. 4 а,б. Схема проверочного расчета сечения А
d=10 мм d=9.5 мм d=8 мм
Z Z Z 5 4.75 4
5 4,75 4
Д r O Y -4.75 r O Y -4 r O Y
-5 Д Д
-5 -4,75 -4
Рис.5 а,б,в. Схема проверочного расчета сечения O
Задачей проверочного расчета является проверка проектных значений диаметров сечений вала и конечное принятие значений этих диаметров.
Исходные данные
Исходными данными расчета будут значения внутренних силовых факторов (таблица 8 и 6), а так же коэффициент:
- концентрации напряжений: KsA=1.6, KsO=2.0;
- коэффициент напряжений: KTA=1.4, KTO=1.8;
- допустимое эквивалентное напряжение [sэкв]=100Н/мм2.
Проверочный расчет диаметров сечений будем производить по четвертой теории – энергетической теорией прочности.
Расчет ведем исходя из этого условия потому что, сталь- пластичный материал, одинаково работающий при растяжении и смятии. А именно четвертая теория наилучшим образом подходит для таких материалов.
Координаты пересечения нейтральной линией осей OZ, OY меньше 1мм. Можно считать, что нейтральная линия проходит через начало координат (Рис.4.б.).
Для dA=15мм получим недогрузку 43,028%. Уменьшаем диаметр dA до следующего стандартного диаметра подшипника, т.е. до dA=12мм.
Проводим проверочный расчет для dA=12мм (Рис. 4.а.).
Получим перегрузку 13,892% > 10% на 3,892%
Для dО=10мм получили недогрузку 42% < 20 % допустимой. Уменьшаем диаметр вала до 9.5мм(Рис.5.б.).
При расчете получаем ,
Получаем 38.45% недогрузки, что больше допустимой равной 20%. Уменьшаем диаметр вала до 8мм(Рис.5.в.).
При расчете получаем sОТН=2.96%. Получили 2.96% перегрузки, что меньше допустимой 10%.
При проведении проверочных расчетов уточнили диаметры сечений.
Для сечения А невозможно подобрать диаметр вала без перегрузок и недогрузок менее допускаемых поскольку в диапазоне диаметров валов от 12 до 15 мм нет подшипников. Оканчательно оставляем менее экономичный, но более надежный вариант dА=15мм.
Для сечения О диаметр вала принимаем равным d0=8мм.
Для сечения с диаметром вала можно тоже взять равным dc=8мм, вследствии того, что в точках О и А действуют одинаковые нагрузки.
В результате расчета конструкции вала получили вал надежный по прочности, но не экономичный, т.н. в двух сечениях имеем недогрузку. Но это компенсируется частично простотой монтажа вала, поскольку вал разработан под одинаковые подшипники.
Окончательный чертеж вала приведен на рис.6.
При проектировании длин ступеней вала считаем:
- ширина подшипника равна его внутренему диаметру, т.е. диаметру вала;
- ширина шестерни равна (1.6¸2)d вала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.