Рисунок 5.2 – Нагрузочная диаграмма с наличием
значительных наклонных участков
5.2 Расчёт мощности электродвигателя при его работе в режиме S2
При выборе мощности двигателя для кратковременного режима работы следует помнить, что его предельно допустимая мощность ограничена как электрической, так и механической перегрузочной способностью.
Если задан график кратковременной нагрузки в виде зависимости момента от времени М = ƒ(t), мощности от времени Р =ƒ ( t ) или тока от времени I = ƒ (t), то выбор двигателя можно проводить, определяя эквивалентный момент, мощность или ток по тем же самым формулам что и для режима S1.
Отличие расчёта эквивалентной мощности (тока, момента) двигателя работающего в режиме S2 по формулам (5.1, 5.2, 5.3) только в том, что участков, на которые разбиваются нагрузочные диаграммы обычно гораздо меньше, чем при работе двигателя в режиме S1.
Двигатель после такого расчёта выбирают по специальным каталогам по двум параметрам: эквивалентной мощности РЭКВ и длительности работы. В этих каталогах для данного двигателя приведены несколько значений номинальной мощности при соответствующей длительности рабочего периода. Двигатель должен быть проверен по каталогу на перегрузку, а при включении под нагрузкой – по величине пускового момента.
Для работы в кратковременном режиме промышленностью выпускаются специальные двигатели с повышенным моментом и перегрузочной способностью. Следовательно, нецелесообразно применять для этих целей двигатели, предназначенные для работы в продолжительном режиме, т.к. они имеют худшие пусковые характеристики и перегрузочные свойства, вследствие чего их не удаётся использовать с полной нагрузкой.
В деревообрабатывающей, лесной и химической промышленности в режиме S2 работают двигатели, приводящие в действие вспомогательные механизмы, суппорты станков, различного рода прижимы, кантователи.
5.3 Расчёт мощности электродвигателя при его работе в режиме S3
В повторно-кратковременном режиме работают большинство деревообрабатывающих машин и механизмов; лебёдки для подъёма пиломатериала, полуавтоматические агрегаты, производящие сортировку и разделку сырья, механизмы перемещения грузовой тележки кранов.
Выбор мощности двигателя для данного режима производится по эквивалентной величине мощности (тока, момента) и продолжительности включения
РЭКВ = , (5.12)
IЭКВ = , (5.13)
МЭКВ = , (5.14)
где to – время паузы (пауз) в течение рабочего цикла.
Продолжительность включения для данного режима определяется по формулам (4.1) или (4.2).
Если двигатель работает с переменными циклами, то относительную продолжительность включения определяют по полному периоду, в который входит ряд неодинаковых циклов.
Затем определяют мощность РПВ при повторно-кратковременном режиме, соответствующую данному значению ПВ
РПВ = , (5.15)
После этого по специальным каталогам выбирают двигатель по расчётной мощности РПВ и значению ПВ в процентах.
При этом выбранная мощность РН должна быть равна или несколько больше РПВ
РН ≥ РПВ , (5.16)
Следует отметить, что мощность одного и того же двигателя возрастает при уменьшении продолжительности включения
Р15 > Р25 > Р40 > Р60 , (5.17)
кроме того
РЭКВ = РПВ1 = РПВ2 , (5.18)
Если расчётная продолжительность существенно отличается от стандартных значений, то расчётная мощность для значения ПВ с учётом выражения (5.17) может быть определена по формулам
РРАСЧ = РНОМ 15 , (5.19)
РРАСЧ = РНОМ 25 , (5.20)
РРАСЧ = РНОМ 40 , (5.21)
После чего выбранный двигатель проверяют на перегрузку по максимальному моменту и по пусковому моменту.
В том случае, если в каталоге приведен номинальный момент электродвигателя, а не значение мощности, то номинальная мощность двигателя определяется по формуле
РН = (МН ∙ nC ∙ (1 – sH)) / 9570, (5.22)
где МH – значение номинального момента электродвигателя, Н∙м;
nС – значение синхронной скорости электродвигателя, мин - 1 ;
SН –значение номинального скольжения электродвигателя.
У выбранного за основу двигателя необходимо найти расчётные значения коэффициента полезного действия (η). По расчётной величине коэффициента полезного действия судят о степени загрузки (использования) выбранного двигателя
η РАСЧ = , (5.23)
Кроме расчёта мощности двигателя методом эквивалентных величин существует также метод средних потерь ΔРСР
ΔРСР = , (5.24)
где ΔР1 – потери мощности на временном промежутке t1, кВт;
Если средняя за цикл мощность потерь ΔРСР меньше номинальной мощности потерь ΔРН (желателен запас 10 – 30 %)
ΔРСР < ΔРН = ( РН / ηН ) ∙ (1 - ηН ) , (5.25)
то предварительно выбранный двигатель удовлетворяет требованиям нагрева, где РН , ηН – соответственно номинальная мощность и коэффициент полезного действия.
Следует помнить, что в двигателе есть постоянные и переменные потери мощности.
Постоянные потери мощности в двигателях обусловлены потерями на вентиляцию, трение в подшипниках и щёток о коллектор, гистерезис и вихревые токи, нагрев параллельной обмотки возбуждения.
Переменные потери мощности включают в себя потери в меди в обмотках якоря, включая последовательные обмотки возбуждения у двигателей постоянного тока, в обмотках статора двигателей переменного тока, в обмотках ротора асинхронных двигателей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.