Расчёт и выбор электродвигателя производственного механизма методом эквивалентных величин, страница 3

 


          Рисунок 5.2 – Нагрузочная диаграмма с наличием

    значительных наклонных участков

5.2 Расчёт мощности электродвигателя при его работе в режиме S2

          При выборе мощности двигателя для кратковременного режима работы следует помнить, что его предельно допустимая мощность ограничена как электрической, так и механической перегрузочной способностью.

            Если задан график кратковременной нагрузки в виде зависимости момента от времени  М = ƒ(t), мощности от времени Р =ƒ ( t ) или тока от времени I = ƒ (t), то выбор двигателя можно проводить, определяя эквивалентный момент, мощность или ток по тем же самым формулам что и для режима S1.

          Отличие расчёта эквивалентной мощности (тока, момента) двигателя работающего в режиме S2 по формулам (5.1, 5.2, 5.3) только в том, что участков, на которые разбиваются нагрузочные диаграммы обычно гораздо меньше, чем при работе двигателя в режиме S1.

Двигатель после такого расчёта выбирают по специальным каталогам по двум параметрам: эквивалентной мощности РЭКВ  и длительности работы. В этих каталогах для данного двигателя приведены несколько значений номинальной мощности при соответствующей длительности рабочего периода. Двигатель должен быть проверен по каталогу на перегрузку, а при включении под нагрузкой – по величине пускового момента.

          Для работы в кратковременном  режиме промышленностью выпускаются специальные двигатели с повышенным моментом и перегрузочной способностью. Следовательно, нецелесообразно применять для этих целей двигатели, предназначенные для работы в продолжительном режиме, т.к. они имеют худшие пусковые характеристики и перегрузочные свойства, вследствие чего их не удаётся использовать с полной нагрузкой.

          В деревообрабатывающей, лесной и химической промышленности в режиме S2 работают двигатели, приводящие в действие вспомогательные механизмы, суппорты станков, различного рода прижимы, кантователи.

 5.3 Расчёт мощности электродвигателя при его работе в режиме S3

В повторно-кратковременном режиме работают большинство деревообрабатывающих машин и механизмов; лебёдки для подъёма пиломатериала, полуавтоматические агрегаты, производящие сортировку и разделку сырья, механизмы перемещения грузовой тележки кранов.

Выбор мощности двигателя для данного режима производится по эквивалентной величине мощности (тока, момента) и продолжительности включения

РЭКВ = ,                                                    (5.12)

IЭКВ =  ,                                                      (5.13)

МЭКВ =  ,                                               (5.14)

где     to – время паузы (пауз) в течение рабочего цикла.

Продолжительность включения для данного режима определяется по формулам (4.1) или (4.2).

Если двигатель работает с переменными циклами, то относительную продолжительность включения определяют по полному периоду, в который входит ряд неодинаковых циклов.

Затем определяют мощность РПВ при повторно-кратковременном режиме, соответствующую данному значению ПВ

                    РПВ =  ,                                                                                              (5.15)

После этого по специальным каталогам выбирают двигатель по расчётной мощности РПВ и значению ПВ в процентах.

При этом выбранная мощность РН должна быть равна или несколько больше РПВ

РН  ≥ РПВ ,                                                                                                   (5.16)

          Следует отметить, что мощность одного и того же двигателя возрастает при уменьшении продолжительности включения

                    Р15 > Р25 > Р40 > Р60 ,                                                                   (5.17)

кроме того

                    РЭКВ = РПВ1  = РПВ2 ,                                              (5.18)

Если расчётная продолжительность существенно отличается от стандартных значений, то расчётная мощность для значения ПВ  с учётом выражения (5.17) может быть определена по формулам

          РРАСЧ = РНОМ 15 ,                                                                     (5.19)

РРАСЧ = РНОМ 25 ,                                                           (5.20)

РРАСЧ = РНОМ 40 ,                                                                  (5.21)

          После чего выбранный двигатель проверяют на перегрузку по максимальному моменту и по пусковому моменту.

В том случае, если в каталоге приведен номинальный момент электродвигателя, а не значение мощности, то номинальная мощность двигателя определяется по формуле

РН = (МН ∙ nC ∙ (1 – sH)) / 9570,                                                             (5.22)

где     МH – значение номинального момента электродвигателя, Н∙м;

                  nС – значение синхронной скорости электродвигателя, мин - 1 ;

            SН –значение номинального скольжения электродвигателя.

          У выбранного за основу двигателя необходимо найти расчётные значения коэффициента полезного действия (η). По расчётной величине коэффициента полезного действия судят о степени загрузки (использования) выбранного двигателя

                    η РАСЧ  =   ,                                                                                                         (5.23)

Кроме расчёта мощности двигателя методом эквивалентных величин существует также метод средних потерь ΔРСР

ΔРСР ,                                             (5.24)

где     ΔР1 – потери мощности на временном промежутке t1, кВт;

          Если средняя за цикл мощность потерь ΔРСР меньше номинальной мощности потерь ΔРН (желателен запас 10 – 30 %)

                    ΔРСР  < ΔРН = ( РН / ηН ) ∙ (1 - ηН ) ,                                                        (5.25)

то предварительно выбранный двигатель удовлетворяет требованиям нагрева, где РН ,  ηН  – соответственно номинальная мощность и коэффициент полезного действия.

          Следует помнить, что в двигателе есть постоянные и переменные потери мощности.

Постоянные потери мощности в двигателях обусловлены потерями на вентиляцию, трение в подшипниках и щёток о коллектор, гистерезис и вихревые токи, нагрев параллельной обмотки возбуждения.

          Переменные потери мощности включают в себя потери в меди в обмотках якоря, включая последовательные обмотки возбуждения у двигателей постоянного тока, в обмотках статора двигателей переменного тока, в обмотках ротора асинхронных двигателей.