Вопросы для самоподготовки к экзамену
«Когнитивная психология»:
преподаватель- к.псх.н. Богдановская Ирина Марковна
- Уровни и виды познания,
познание как отражение и деятельность, познание как способ духовного
освоения действительности, субъект и объект познания, познаваемость мира,
уровни познания.
- Виды познания человеком мира
(научное, философское, житейское, религиозное, художественное), основные
способы и формы познания.
- Познание и самопознание:
взаимосвязь теоретического и эмпирического в познании, роль практики в
познании, критерии истинности различных видов знания.
- Самосознание в структуре
когнитивного аппарата психики человека, различные подходы к определению
стадий развития самосознания, представления гуманистической философии и
психологии об уровнях развития самосознания.
- Структура самосознания:
феномены самосознания (самовыделение, субъективное уподобление и
дифференциация, самопознание и структурирование «Я», саморегуляция.
Я-концепция и образ Я, основные функции самосознания).
- Когнитивная сфера психики
человека: сознание - внутренние механизмы, структура и функции, сознание
как высший уровень развития психики, сознание как функциональное свойство
мозга, личность, сознание и деятельность, сознание и бессознательное.
- Картина мира человека как
интегральный образ действительности, базовые характеристики субъективной
картины мира, картина мира как семиотическая система, формирование картины
мира в процессе человеческого познания.
- Познавательные процессы в
структуре психики: познавательные способности.
9.
Познавательная мотивация:
познавательные свойства в структуре личности, ценностно-мотивационная
детерминация познания, познание и смыслообразование, смысловая регуляция
познавательных процессов, интеллектуальная инициатива.
- Организация сенсорно-перцептивной
сферы.
- Ощущение и восприятие в
структуре процесса познания.
- Чувственное познание и его
формы
- Восприятие как процесс
интеграции и синтеза полученных сенсорных данных, формирование целостного
образа восприятия, виды и основные характеристики восприятия, активность
субъекта в ходе восприятия объекта.
- Внимание: виды и свойства;
методы изучения и коррекции, внимание как когнитивная способность
человека, основные характеристики внимания.
- Внимание и мотивация.
Диагностика, развитие и коррекция внимания у детей.
- Память: процессы и виды;
условия и приемы развития памяти.
- Процессы и функции памяти.
- Психофизиологические основы
памяти.
- Структура памяти. Процессы
хранения и переработки информации.
- Эпизодическая и
семантическая память, семантические сети и фреймы. Адаптивные функции
памяти, личностные детерминанты мнестических процессов, психологические
модели памяти, мнемический тренинг.
- Основные концепции мышления.
- Мышление и речь: дихотомия
языка и речи, язык и сознание.
- Проблема порождения и восприятия
речи, язык как форма хранения и передачи информации.
- Языковое сознание и языковая
картина мира, психосемиотика сознания.
- Мышление как процесс,
основные мыслительные операции, ментальные репрезентации мира. Механизмы
когнитивных репрезентаций разного типа (индукция, дедукция, референция,
анализ, синтез и т.д.).
- Процессы концептуализации и
категоризации, формирование понятий.
- Стратегии мышления, роль
внимания и памяти в процессе хранения и переработки информации.
- Виды и индивидуальные
особенности мышления, виды и формы мышления. Ментальные репрезентации,
когнитивные "карты", когнитивные стили.
- Понятийное и образное
мышление, абстрактное мышление, его основные логические формы,
дискурсивное и интуитивное в процессе познания.
- Знания, воображение,
интуиция, эмоции, ценностные установки в процессе познания, культура
мышления.