Обстоятельства жизни Давида упоминающиеся в надписаниях псалмов. Что понимается под «Законом» и «Оправданием» в 118-м псалме? Последовательность испытаний, постигших Иова, и его ответ на них, страница 4

13. Премудрость для авторов книг Премудрости Соломона и Иисуса сына Сирахова, как и для их предшественников, есть одно из свойств Бога, некая Бо­жественная сила, сверхъестественно и благодатно воздейсвтующая на дух чело­века. Именно Премудрость упорядочила все творение и руководит всеми собы­ти­ями истории (Прем, 10,19; Сир. 4–5). Все, что ей приписывается в Прем. 11 гл и Сир. 24 гл, относится непосредственно к Богу, ибо она отождествляется с Бо­гом, правящим миром; с другой стороны, она именуется “излиянием славы Все­держителя... отблеском вечного света... образом Его благости” (Прем. 7,25–26) и, следовательно, представляется как бы отличной от Бога, в то же время яв­ля­ясь излучением Божественной сущности. Нельзя, однако, утверждать, что автор Прем. рассматривает Премудрость как Ипостась, но все его рассуждения о при­ро­де Премудрости (7, 22–8,8) свидетельствуют о прогрессе в формулировке и об углублении древних идей.

Размышляя о сущности Премудрости Божией, автор кн. Прем. Иисуса сы­на Сирахова идет несколько дальше. Новизна его учения в том, что он отождес­твляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (24, 26–28). Тем са­мым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законни­чес­кое течение. Из его учения более ясно следует, что Премудрость – это Бо­жес­твенная Личность – Слово Божие, происходящее из уст Всевышнего.

14. Две паремии в дни памяти святителей составлены из различных сти­хов книги Притчей. Первая (Притч. 10,7,6; 3,13–16; 8,6,34–35,4,12,14,17,5–9; 1, 23; 15, 4) показывает бесспорные преимущества премудрости перед всеми воз­мож­ными желаниями человеческими. Вторая паремия (Притч. 10,31–32; 11,1–2,4,3,5–12) на­поминает о том, что нечестивая жизнь и составляющие её злоре­чие, ложь и лу­кавство не помогут человеку в день Суда Божия. Правда же, не­по­рочность, сми­ре­ние премудрого, праведного человека спасают его от гнева Божия.

Достигнуть совершенства и мудрости можно и за недолгую жизнь, но че­ло­век мо­жет быть восхищен от мира сего, чтобы не впасть в злобу и коварство (Прем. 4,7–15).

ЛИТЕРАТУРА

1.  Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репр).

2.  Псалтирь в русском переводе с греческого текста LXX. С введением и примечаниями П.Юнгерова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 (репр.).

3.  Еп. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Сатис, С-Пб., 1999.

4.  Священное писание Ветхого Завета. Учительные книги. Учебное пособие. Сост. С.М. Костюк. Загорск, 1986.

5.  Толкование на паремии (сост. на основе труда еп. Виссариона (Нечаева)). Изд. Сретенского монастыря, М., 1997.

6.  Скабалланович М. Рождество Пресвятой Богородицы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репр.).

7.  Библия. В русском переводе с приложениями. “Жизнь с Богом”, Брюссель, 1972.

8.  Симфония на Ветхий и Новый Завет. С-Пб., 1900 (репр.).

9.  Библейская энциклопедия. Рос.Библейское Общ

10.  ество, 1996.

11.  Библейская энциклопедия. NB-press, ЦЕНТУРИОН, АПС, М., 1991.

12.  Прот. Николай Соколов. Ветхий Завет. Курс лекций, часть 2. ПСТБИ, М., 1997.

13.  М. Шавров. Иов и друзья его. Духовная беседа, т. 8. С-Пб., 1895.


Вопросы.

1.  Какие обстоятельства жизни Давида упоминаются в надписаниях псалмов?

2.  Укажите номера покаянных псалмов. На каком основании и для чего в них Бог призывается помиловать кающегося грешника?

3.  Что понимается под «законом» и «оправданием» в 118-м псалме? Почему этот псалом употребляется при заупокойном богослужении?

4.  Назовите последовательность испытаний, постигших Иова, и его ответ на них.

5.  Объясните, в чем неправда друзей Иова?

6.  Не возносится ли Иов, защищая перед Богом свою праведность? Обоснуйте ответ.

7.  Где в книге Иова мы сталкиваемся с возражением против распространенного в Ветхом Завете положения о том, что за благочестие человек награждается земными благами? Приведите примеры.

8.  Какое учение о загробной участи содержится в книгах Экклесиаста и Иисуса сына Сирахова?

9.  Как у святых отцов объясняется взаимный порядок расположения канонических книг Соломона.

10.  Какой выход находит Экклесиаст из круговорота суеты? Для чего дана жизнь человеку?

11.  Назовите пороки, которые изобличаются в книгах Притч и Премудрости.

12.  Коротко объясните смысл 3-й паремии на богородичные праздники (из книги Притчей).

13.  В чем различие понимания Премудрости в книгах Премудрости Соломона и Иисуса Сына Сирахова?

14.  Укажите, какие паремии (общие) читаются на службах святителей. Коротко передайте их основную идею (по одной фразе на каждую паремию).


 [L.D.1]Отлично.

 [L.D.2]Эфиопия – Хуш.