С другой стороны, неорганичный для духовной, внутренней жизни язык мероприятий и отчётности, свойственен и понятен миру. Поэтому, собирая и публикуя сведения о нашей внешней активности и внешних успехах, мы получаем возможность зримо доказывать тем, кто утверждает или кому кажется, что Церковь не действует в мире, что Церковь действует.
Но сами-то мы должны понимать, что реально деятельность Церкви глубже того, что мы можем зарегистрировать, и не поддаётся статистическому учёту. Вспомним, как много храмов было построено в России в начале ХХ века, и как эти внешние успехи мало соответствовали реальному положению дел. И, наоборот, 40-50 лет назад казалось, что церковная жизнь в России вот-вот заглохнет, а на самом деле в глубинах народной души зрел колоссальный духовный подъём. Православие распространяется от человека к человеку, от сердца к сердцу, а зачастую Бог призывает нас в Церковь сам, без прямого воздействия других людей.
Поскольку при обсуждении вопросов катехизации и миссии обычно даётся завышенная оценка организации лекций, бесед, собраний и т. п., значение других видов церковной деятельности – богослужения, проповеди, пастырства – занижается. Считается, что эти виды деятельности разумеются сами собой. Но, ведь, они и есть важнейшая и наиболее эффективная с точки зрения обращения людей ко Христу и их воцерковления деятельность.
А иногда под видом миссионерской новации нам предлагается и вовсе не церковное, с точки зрения распространения Православия – вредное поведение. Кто-то даже, кажется, пробовал использовать в миссионерских целях такие обычно применяемые сектантами технологии, как приставание на улицах, раздача прохожим брошюрок и листовок, обласкивание незнакомых прихожан и т. п. Но, ведь, нужно понимать, что это для сектантов характерно стараться овладеть волей человека и заманить его в своё, как им кажется, святое сообщество. А Бог хочет, чтобы человек свободно к Нему обратился; значит, и мы должны с благоговением относиться к человеческой свободе.
Говорят, что в наших приходах и монастырях мало любви в сравнении с некоторыми сектантскими общинами, где людей, по выражению самих сектантов прямо-таки «бомбардируют любовью». Что у нас мало любви, это плохо; мы должны в этом каяться и стараться исправляться, стараться исполнять заповедь о любви к ближнему. Но, если у нас любви не хватает, то лучше пусть её пока не хватает, только «бомбардировки любовью» - этого лицемерия пусть не будет совсем.
Может показаться, что сказанное выше поощряет духовенство к бездеятельности. На самом деле, наоборот, все священнослужители должны быть деятельными, должны постоянно пребывать в духовном делании. Если не всегда и не всякий священник должен идти в мир проповедовать нецерковным или едва церковным людям, то всякий приходский священник всегда должен быть на своем месте и должен быть готов принять любого человека, с любовью вникнуть в его духовную нужду, ответить на вопросы, дать наставление ищущему наставления.
И нельзя ведь забывать о том, что благоговейное совершение богослужений само по себе имеет глубокое миссионерское значение, потому что призываемая в церковной молитве благодать Божья привлекает людей к Богу и в Церковь. Но, кроме того, и внешняя миссионерская, катехизаторская, образовательная активность христиан должна быть укоренена в молитве и в литургии. А, если нет, то какова же цена такой активности?
В вопросе о подготовке к крещению или к первой исповеди взрослых людей, кажется, все Православные христиане согласны, что нельзя крестить и причащать всех подряд. Конечно, нужно посильно вникать в душевное состояние и намерения человека, чтобы помочь ему подготовиться к таинству и к дальнейшему вхождению в церковную жизнь. Но нельзя быть и слишком требовательными к приходящим людям. Наша задача не столько отсечь недостойных, сколько помочь тем, кто тянется к Богу. И, во всяком случае, необходим индивидуальный подход к каждому человеку.
Если, как было уже сказано, в деле воцерковления и приобщения к таинственной жизни Церкви взрослых прихожан менее всего имеют значения разные мероприятия (хотя и они иногда бывают полезны, потому что Дух дышит, где хочет), а наибольшее значение имеют богослужение, проповедь и индивидуальная пастырская работа, то для детей может иметь большое значение воскресная школа.
Для детской воскресной школы воцерковление учеников – главнейшая задача. В детской воскресной школе особую роль играет общение с педагогами. Причём роль может быть, как положительной, так и отрицательной, потому что общение с педагогами полезно по мере веры и благочестия самих педагогов, их любви к детям и умения общаться с детьми.
И в заключение. Конечно, желательно, чтобы духовенство и глубоко воцерковлённые прихожане проявляли благодатную активность в церковной миссии, катехизации и религиозном воспитании нашего народа. Но эта активность должна быть свободной. К ней можно призывать, ей можно учить, можно и нужно показывать пример. Но не нужно административно понуждать. Как невольник не богомольник, так невольник и не миссионер. Свободная деятельность по движению благочестивой души даже немногих людей даст лучший плод, чем массовые, но вымученные давлением начальства мероприятия (призывы к такому давлению периодически приходится слышать от некоторых священников). Пусть плод этот будет не таким ярким на вид, как выращенный на административных удобрениях, но зато он будет настоящим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.