Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ,
благочинный церквей Красногорского округа
Московской епархии
Катехизация и миссия – направление усилий
(тезисы выступления на XVII Международных Рождественских образовательныхчтениях, семинар «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе»)
Наш семинар посвящён «организации катехизации и духовно-нравственного воспитания на приходе». То, что духовное просвещение народа: распространение Православной веры, подготовка людей к крещению, воцерковление уже крещёных – есть важнейшая задача Церкви, несомненно. Мало того, эта задача стала таковой не сегодня, а была важнейшей всегда, в том числе и во времена гонений, когда открытая миссионерская и образовательная деятельность была почти невозможной.
В наше время, когда Русская Православная Церковь пользуется полной внешней свободой, от нас – духовенства и образованных воцерковлённых мирян – тем более требуется активность и усилия в деле духовного просвещения наших братьев и сестёр. Важно, при этом, чтобы наши усилия и активность были не просто проявлениями нашей природной энергии и добрых пожеланий, а были направлены по воле Божьей и движимы силой Божьей.
Большинство из нас, здесь собравшихся, являются не только священнослужителями, но и по роду деятельности руководителями разного уровня: настоятели приходов, благочинные, сотрудники церковных учреждений. Волне естественно поэтому, что мы склонны к организации, структурированию, анализу всего, что делаем и о чём размышляем. И само по себе это хорошо, это наше ценное профессиональное качество.
Но во всяком ли деле уместна организация? А когда уместна, то в какой степени? Это отнюдь не праздные вопросы. Например, если график уборки помещений вешается в коммунальной квартире, это вполне естественно. Когда такой график - даже в шутку – вывешивает для невестки свекровь, это настораживает. А когда отец семейства всерьёз составляет график утреннего целования детей и жены, это уже пугает. Если к внесению организации в семейную жизнь следует относиться с рассуждением, то не требует ли сугубой рассудительности и внимания вопрос об уместности и степени организации в различных областях церковной жизни.
Берясь за какое бы то ни было дело, всегда нужно оценивать свои силы. Бывает, армия готова к наступлению, бывает – к активной обороне, а бывает – только к партизанской войне. И всё это может быть по-разному в одно и то же время на разных участках фронта. Как нехорошо упускать момент для наступления, когда оно уместно, так плохо и наступать, когда даже обороняться нет сил.
Например, слова Спасителя: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф.28.19) – принято считать основанием и руководством для миссии и катехизации. Но, на самом деле они относятся не к множеству приходских батюшек и преподавателей воскресных школ, а к святым апостолам.
За всю историю Церкви очень мало, кто был призван Богом к апостольству, и мало, кто получил от Бога дар апостольства. Когда христианин имеет этот дар, он идёт к людям, которые его не зовут и не ждут, даже, может быть, заранее враждебно настроены, но силой Святого Духа он пробивается к сердцам этих людей, так что «агнцы» принимают его проповедь, и только «козлища» не принимают! Дар этот особый, великий и очень редкий, и ему никак нельзя научиться. Тем более, нельзя организовать апостольство.
Но можно организовать миссию. Слов нет, нужно стараться усиливать миссионерскую и катехизаторскую работу; но значит ли это, что, чем она будет интенсивнее и шире, тем больше людей придёт ко Христу? Здесь нет простой прямой зависимости: «интенсивнее» не всегда – «эффективнее», а «шире» и подавно не всегда – «глубже». Правда, эффективность и глубину воздействия наших миссионерских усилий невозможно измерить, учёту поддаются только внешние факторы: чтение лекций и проведение бесед, публикации в средствах массовой информации, обучение на миссионерских курсах и т. п. Их мы и учитываем, и по ним оценивается наша миссионерская и катехизаторская деятельность. Но есть факторы – как положительные, так и отрицательные – которые трудно, а то и невозможно измерить, а они-то всё и определяют.
Например, если священник неинтересно или неубедительно выступает перед нецерковной аудиторией, то этим он отвращает людей от Церкви. Получается антимиссия. Этого мы должны всячески избегать. Уж лучше вообще не проповедовать внешним, чем проповедовать плохо.
Пусть каждый вспомнит: как много за свою жизнь он слышал разных речей и как редко они затрагивали его сердце. И это, вообще, свойство человеческой души: она воспринимает слово тогда, когда готова, когда открыта для него. И это так, даже когда слово – Божье. А наше слово о Боге всегда ли, часто ли бывает словом Божьим?
С другой стороны, иногда одно от сердца сказанное слово оказывает благое воздействие на людей больше, чем целый цикл лекций и индивидуальных бесед. И бывает, к сожалению, наоборот, когда один бесчинный поступок человека, о котором известно, что он постоянно посещает храм, тем более – проступок священника, сводит на нет миссионерские труды многих благочестивых православных христиан.
Считается, что, если кто-то регулярно читает лекции в разных клубах, то он – активный миссионер, а, если батюшка просто исповедует людей, беседует с ними, когда они к нему обращаются, и благоговейно совершает богослужения, то это малоактивный батюшка, требоисполнитель. Но тихая деятельность такого батюшки, даже если он не святой старец, а просто духовно опытный благочестивый священник, порой привлекает людей в Церковь гораздо в большей степени, чем лекции и прочие официальные мероприятия, потому что общение в богослужении, в проповеди, в личной беседе гораздо органичнее для Церкви.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.