СВОЙСТВА АУДИТОРИИ. Это другой фактор. Под ним понимают свойства, способности слушателей как участников групп и коллективов воспринимать, понимать и усваивать публичную речь. Усвоение речи каждым из слушателей идет, с одной стороны, под влиянием окружающих людей, аудитории, с другой стороны — под влиянием собственных потребностей и установок слушателя.
Длительное время в психологии пропагандистской работы не обращали серьезного внимания на эти свойства, считая, что успех публичной речи полностью зависит от качества личности оратора и содержания его речи. Но теперь доказано, что это не так. Как показали исследования психологов, учет свойств аудитории обязателен для обеспечения запланированного эффекта публичной речи.
Отличительной чертой хорошо организованной аудитории является наличие в среде слушателей лидеров мнений, объединяющих вокруг себя так называемые малые, или контактные, группы. Обычно такие группы состоят из людей, часто встречающихся и знающих друг друга по совместной работе, совместному отдыху и проживанию. Лидер мнения — это наиболее авторитетный член такой группы.
На поведение человека в малых группах действует закон конформизма — люди склонны единодушно поддерживать, высказывать одну и ту же точку зрения, принятую авторитетами или руководителями групп. В конфликтных же ситуациях этот закон не проявляется, так как источник информации теряет силу авторитета.
В малых группах усвоение информации носит двухступенчатый характер. Сначала информация (то есть то, что слышит человек на собраниях) оценивается с точки зрения так называемых лидеров мнений — что они скажут обо всем этом? Затем производится вторая оценка — со стороны окружающих лидеров людей. Лишь затем слушатель способен высказать и свое личное мнение об услышанном и отстаивать его как свое собственное.
При этом человек склонен прислушиваться к мнению не просто окружающих его людей, а лишь тех, с которыми он состоит в особых отношениях уважения, симпатии, признания авторитета. Совокупность таких людей называют референтной группой (референт — значит образец, эталон для подражания и для самооценки своих поступков). Члены референтных групп — это прежде всего родственники, знакомые, друзья, а на работе — авторитетные руководители и коллеги которые пользуются уважением. В аудитории они могут и не присутствовать, но каждый из слушателей ориентируется на их мнение в своем воображении, в уме, то есть по памяти.
В связи с этим закономерно, что опытный педагог, пытаясь повлиять на поведение человека, стремится как можно больше разузнать о его друзьях и знакомых. Поэтому в период подготовки выступления и планирования его психологического воздействия необходимо учитывать свойства аудитории, которые проявляются в общественных настроениях и мнениях, а также в особенностях установок или ценностных ориентациях слушателей.
Наблюдая за поведением опытных докладчиков и ораторов, изучая свойства аудиторий, перед которыми они выступали, можно обнаружить следующее: чем лучше организована аудитория, чем сильнее сплочена вокруг своих лидеров мнений, тем более доверительным и контактным должен быть характер публичного выступления.
Несколько иная ситуация складывается в том случае, когда слушатели еще не знают друг друга, не организованы в контактные группы. Такая аудитория есть простая социальная общность, состоящая из отдельных, еще незнакомых людей. В этой ситуации от выступающего требуются более официальный тон и более информирующий стиль выступления. По мере развития аудитории от неорганизованной к организованной должен изменяться и характер, стиль выступлений, они могут быть в форме беседы, разговора «по душам». Например, хорошо организованные совещания показывают, что первоначально выступающие стремятся говорить официальным тоном, а затем, в конце, — в манере товарищеской, обычной, деловой беседы. В этой динамике выражается формирование психологического эффекта публичного выступления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Он складывается из нескольких показателей: 1) степени внимания, какое проявляет аудитория к выступающему и его речи; 2) степени согласия и удовлетворенности слушателей содержанием выступления (вопросы — ответы); 3) эмоциональной реакции на выступление (аплодисменты) ; 4) роста объема полезных знаний слушателей и обогащения опыта выступающего; 5) возникновения у слушателей готовности действовать и мыслить согласно усвоенной из выступления истине; 6) роста авторитетности, популярности и престижа выступающего благодаря тем проблемам, о которых он говорит, и интересам которые он представляет. Все эти факты взаимосвязаны.
Существенным признаком эффективности публичной речи как средства общественного воздействия и управления является отношение слушателей к содержанию услышанного и личности оратора или докладчика. Иногда возникает дилемма: что перевесит — доклад или личность докладчика?
Мариэтта Шагинян делает такой практический вывод из этой дилеммы: «Если аудитория начинает после твоего доклада хвалить тебя и восхищаться тобой, значит, ты плохо сделал свое дело, ты провалил его. А если разговор сразу же пойдет о предмете и содержании твоего доклада, как если бы тебя самого тут и не было, значит, ты хорошо выступил, сделал свое дело на пять».
Несколько слов о построении самой речи или доклада и самочувствии выступающего перед докладом. При подготовке речи мы должны учитывать, что она всегда делится на определенные составные части: вступление — в нем обосновываются причины, побудившие человека выступить перед аудиторией; предложение — изложение основной идеи и главных обстоятельств дела; доводы — их цель убедить слушателей в пользе высказываемых предложений и идей; заключение — здесь выступающий должен вновь повторить идею своего доклада и сделать выводы.
Если выступление длинное и многоплановое и выступающий вынужден произносить речь, заглядывая в текст, то целесообразно в начале выступления кратко ознакомить аудиторию с последовательностью изложения материала — необходимо делать паузы и членить текст в соответствии с объявленной ранее последовательностью изложения. В таких условиях память слушателей сработает более эффективно.
Весьма важен подбор соответствующих материалов для выступления, использование местных фактов, плакатов, проекторов и пр.
Таковы некоторые психологические проблемы искусства убеждения людей. Можно сделать главный вывод: эффект публичного выступления основан на успехе обыденной речи, которую мы используем в общении ежедневно и которой каждый из нас владеет уверенно и достаточно хорошо уже с детства. Самая существенная разница между слушателями и говорящим с трибуны — не столько в области применяемых способов поведения, сколько в наших чувствах и тревогах. Слушатель не испытывает тех волнений, какие переживает выступающий. Для многих молодых людей публичное выступление непривычно и вызывает чувство необъяснимого беспокойства. Стоит привыкнуть выступать, как тревоги исчезнут, а манера поведения станет естественной и гибкой.
Чтобы стать хорошим оратором, необходимо чаще практиковаться в выступлениях перед аудиторией, сочетая этот опыт с серьезной теоретической подготовкой и самообразованием, изучая научную литературу по ораторскому искусству.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.