Сказанное позволяет со всей серьезностью поставить вопрос о роли слова в искусстве убеждать аудиторию. Ведь публичное выступление доступно практически всякому человеку, в задачу которого входит управление людьми и их обученеие. Именно в условиях личного контакта выступающего с аудиторией проявляются все достоинства живого слова, психологическое воздействие которого во много раз сильнее, чем передача речи техническими средствами — с помощью радио, телевидения, кино или текста. Поэтому так важно учитывать психологию личного, непосредственного контакта выступающего со слушателями, оценивать значение тех слов, которыми пользуемся.
Одно и то же слово имеет порой различный смысл, смотря по тому, когда и кем оно сказано, каким тоном, с какими жестами и мимикой, в какой аудитории и т. д. Чтобы слово дошло до сознания и осталось в памяти слушателей, необходимо учесть многие условия. Один из военных специалистов по психологии пропаганды Н. А. Рубакин по этому поводу заметил: «Одни говорят и говорят, другие — пишут и пишут, третьи — читают и слушают; говорящий и пишущий выбрасывают целые полчища слов в своих слушателей и читателей, словно в какую-то цель. И лишь немногие из этих словесных выстрелов попадают в нее. Большинство из них не дает никакого результата. Вот основная черта ненаучно организованной пропаганды».
Оказывается, с помощью слова мы организуем не только наше общение, но и свой внутренний мир, управляем собственными чувствами, памятью, мыслями, поведением. Многочисленные опыты психологов доказывают огромную силу слова в управлении человеческим поведением и самочувствием. Загадка лишь в том, что сообщает слову эту магическую силу. Психологи полагают, что эту силу сообщает слову авторитет его источника, то есть статус говорящего, как компетентного специалиста, мастера своего дела. Чем выше статус и компетентность, то есть чем большей властью и знаниями обладает говорящий, тем значительнее потенциальный вес его слова, тем эффективнее их потенциальная убеждающая и внушающая сила.
СПОСОБ ИЗЛОЖЕНИЯ. Он может быть двояким: речь либо произносится по памяти, либо зачитывается по заранее подготовленному тексту. Если используется первый способ, то выступающего обычно называют оратором, во втором случае — докладчиком. Выбор того или другого способа зависит от степени владения материалом речи, длительности, ответственности и целей выступления. Чем ответственнее и длительнее по времени выступление перед массовой аудиторией, тем больше оснований выступать по тексту. Наоборот, чем менее официальна, более постоянна и малочисленна аудитория, тем больше оснований говорить свободно, от себя, без бумажки.
Следует также иметь в виду, что психологическое воздействие речи оратора обычно сильнее речи докладчика, так как оратор наряду с сообщением и убеждением использует прямое внушение, вызывая более сильную активизацию эмоций аудитории. Поэтому для повышения эффективности доклада целесообразно, зачитывая его, периодически отрываться от текста и обращаться прямо к аудитории, делая интонационные паузы, полемизируя отдельные вопросы доклада. Эти изменения в приемах и способах изложения приближают докладчика к оратору.
Стиль выступления также весьма значим для его успеха. В деятельности руководителей, лекторов, пропагандистов можно наблюдать три достаточно устойчивых стиля публичного выступления. Первый можно назвать властным или внушающим. Выступающий ведет себя перед аудиторией уверенно, командир, призывающий подчиненных к атаке. Он демонстрирует инициативу и заинтересованность в том, что говорит. Излагает свои доводы директивно, авторитетным тоном. У слушателей обычно отсутствует желание возражать. Иногда повышенная эмоциональность сочетается в его голосе с жесткими нотками.
Слушая такого человека, люди невольно начинают считать его сильным, властным, решительным, авторитетным. Он внушает людям оценки, они без всякой критики готовы верить в то, что говорится. Индивидуальные качества личности оратора, таким образом, играют здесь главнейшую роль. Недостатком этого стиля может являться неспособность выступающего убедить слушателей
в идее из-за того, что он не учел потребностей слушателей, их настроения.
Противоположная манера — безличное, стандартное в произношении и интонациях выступление. Докладчик или оратор в таком случае выступает просто в роли передатчика информации. Своим поведением он не показывает заинтересованности в том, что сообщает слушателям. Выступает как бы по обязанности, по долгу службы. Это — формальная, сообщающая или информирующая манера выступления. Так обычно делаются всевозможные объявления перед аудиторией и т. д.
Наконец, третьим и наиболее эффективным стилем является убеждающе-разъясняющая речь, искусство которой соединяет в себе эффекты убеждения, внушения и сообщения в целостном воздействии речи на слушателей. Убеждение — это такое влияние речи выступающего, при котором слушатель способен критически оценить то, что он слышит и видит, логически взвесить «за» и «против», проявить свое личное отношение к сообщению, то есть активно осмыслить информацию. Данный стиль вызывает у слушателей желание вступить с оратором в дискуссию, полемику, в спор, то есть еще глубже уточнить услышанное. Обычно после такого выступления задают вопросы, уточняют и т. п.
Выбор того или иного стиля выступления задается многими факторами, среди которых фактор ораторских способностей, то есть личных и деловых качеств выступающего, является ведущим.
Личные способности выступающего — это весьма устойчивая и очень важная характеристика человека как источника или агента публичного выступления, в значительной мере определяющая его успех. Эта способность включает наличие у выступающего таких качеств, как зрелость, знание дела и компетентность, хорошая постановка голоса (сила голоса, выразительность, тембр), уверенность в себе, свободная манера излагать мысли и без стеснения держаться на людях. Внешний облик также существенный параметр ораторских способностей, хотя и не решающий. Как показывают психологические исследования выражение лица оратора, в особенности его глаз, важно на первых этапах речи перед незнакомой аудиторией. На последующих этапах большое значение приобретает целостная манера поведения, соединяющая выражение лица с мимикой, позой и жестикуляцией оратора.
Не менее важна для выступающего его способность говорить легко, то есть свободно мыслить перед аудиторией, творить речь. Эту проблему специально изучал К. С. Станиславский. Своими исследованиями он доказал, что зрители в театре быстрее проникаются событиями на сцене, если актеры не просто сообщают или проигрывают свои роли, а действуют и ведут себя реально, как подлинные герои в жизни. «Говорить — значит действовать»,— подчеркивал К. С. Станиславский. Такая способность обычно требует от выступающего не только хорошего знания дела, но и развитого воображения, высокого самоконтроля и самокритичности, умения видеть и оценивать собственные действия с точки зрения слушателей.
В деятельности руководителей, педагогов их ораторские способности постоянно находят применение и тренировку. Сознательное их развитие нуждается в изучении докладов и речей выдающихся ораторов, самонаблюдении, упражнении в ритмике речи. Однако какие бы ни были личные способности выступающего, его манеры и содержание речи, это лишь один фактор успеха выступления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.