8. Закон Моисеев имел своей целью «...уничтожение греха и оправдание человека пред Богом. Но он не мог этого достичь, потому что плоть человеческая была под властию греха,..» [3, т.10, с.464]. Смысл дела спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, во всём, кроме греха, воспринявшим человеческую плоть, – осуждение греха во плоти (Рим. 8,1–4). Теперь верующие во Христа, просвещаемые и укрепляемые Духом Божиим, имеют возможность жить уже не желаниями плоти, но духовной праведной жизнью (Рим. 8,9–10). Апостол называет Сынами Божиими всех, водимых Духом Божиим (Рим. 8,14; Гал. 4,6). Вся полнота духовной жизни заключается в вере. По вере во Христа и участию в Его страданиях человек усыновляется Богу (Рим. 8,15–17,29; Гал. 3, 26; Еф. 1,4–5). «На верующем исполняются обетования, данные Аврааму, иначе говоря, верующий вступает в полноту наследственных прав сына» [1, с.216] (Гал. 3,29, 4,4–7; Еф. 3,6).
В мысли об усыновлении спасаемых Богу учение ап. Павла о спасении достигает всей полноты своего выражения.
9. Девство, согласно раскрытому апостолом Павлом учению, предпочтительнее брака (1Кор. 7,1,25) (и сам апостол, как видно из его слов, был безбрачен (1 Кор. 7,7–8)), поскольку не связанные семейными узами люди могут больше сил отдавать служению Господу (ст. 32–35). Но вступление в брак не является грехом (1Кор. 7,27–28) и во избежание блуда лучше не брать на себя непосильную ношу (1Кор. 7, 2,9). Не является грехом и для родителей выдать замуж свою дочь, но лучшее решение – сохранить её девство (1Кор. 7,36–38).
Апостол предупреждает супругов об ожидающих их скорбях и призывает к воздержанию (ст. 28–29). Супруги должны оказывать друг другу взаимное благорасположение (1 Кор. 7,3). Они всецело принадлежат друг другу (ст.4), ибо являются одной плотью, а потому апостол советует только по взаимному согласию уклоняться от брачной жизни (ст. 5–6).
Если кто-то, вопреки повелению Божию (1 Кор. 7,10) пожелает развестись, то должен после этого оставаться безбрачным (ст.11). Поводом для развода не должно быть неверие одного из супругов (ст. 12–13), если они согласны друг с другом жить (ст.15), ибо один освящается другим (ст. 14).
После смерти одного из супругов другой волен в своём выборе, но лучше ему оставаться одному (1 Кор. 7, 39–40).
10. Вопросу о различных духовных дарованиях ап. Павел уделяет внимание в послании к Коринфянам в связи с участием верующих в молитвенных собраниях (гл. 12 – 14). Ап. Павел поясняет, что каждому дано Господом своё духовное дарование и свой образ служения для пользы другим (1Кор. 12, 7–10,28–30; 14,26).
Автор кн.Деяний в повествовании о сошествии Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы, рассказывает о том, что апостолы стали говорить «иными» (ετεραι), но узнаваемыми представителями других народов, языками (Деян. 2,1–13). В послании к коринфянам, получившим дар владения языками, непонятными не только окружающим, ибо апостол говорит и о даре их истолкования (1Кор. 12, 10,28,30), но и самим обладателям дара языков (1Кор. 14, 9,13), речь идёт о языке, не поддающемся отождествлению ни с каким известным в истории человечества языком. Возможно, о получении такого дара Ефесскими христианами говорится и в кн.Деяний (19,6). Такой язык называется так же «ангельским» (1Кор. 13,1) и почитается приемлемым для молитвы (1Кор. 14,2). Он не может быть переведён на язые понятий и, возможно его же ап. Павел называет «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8,26). Но Апостол отдаёт предпочтение дару пророчества (1Кор. 14,1–5). Пророчествовать же после осуществления всех пророчеств во Христе – значит назидать, наставлять, увещать, утешать (1Кор 14.3,12; так же Деян. 11,27; 13,1).
Все духовные дары, хотя и имеющие разное достоинство, имеют один источник – Святой Дух. Но всем им Апостол противопоставляет превосходящий путь – путь любви (1Кор. 12,31 – 13,14).
11. На второе свеоё посещение Коринфской Церкви, совершившееся, вероятно, из Ефеса в дни третьего миссионерского путешествия св. ап. Павел намекает в 2 Кор. 2,1 (о нём не упоминает книга Деяний). Возможно, во время пребывания там Апостол подвергся тяжёлому оскорблению (2 Кор. 2, 5–10; 7,12). Путешествие, к которому Апостол гостовится, он называет третьим (1 Кор. 12,14; 13,1–2).
12. Иудействующие – еретики, стремившиеся применять к христианскому учению иудейские воззрения. Иудейская проблема в Церкви встала в дни первого путешествия ап. Павла в связи с успешной проповедью христианства среди язычников и вступления большого их числа в Церковь. Тогда со стороны иудеев-христиан было выдвинуто требование обязать всех язычников, принимающих христианство, соблюдать Закон Моисеев, основным положением которого, влекущим за собой необходимость исполнения и всех остальных его требований, было обрезание (Деян. 15, 1,5). Эта реакция иудействующих «...была неизбежна, поскольку Иудеи, вошедшие в Церковь, не порывали связи со своими братьями по плоти вне Церкви. Пробудившееся религиозно-национальное сознание Иудеев заявляло о своих правах» [1, с.163]. Решению иудейской проблемы был посвящен апостольский Собор в Иерусалиме (Деян. 15; Гал. 2, 1 – 10), решениями которого христиане были освобождены от исполнения обрядовых предписаний ветхозаветного Закона. Но и после Собора были христиане из иудеев, деятельность которых нарушала церковный мир и сводила к нулю постановления апостолов (Гал. 1, 7).
Кроме того, были некоторые эллины, «чтущие Бога» (Деян.17,17) – не принявшие Иудества во всей полноте, но соблюдавшие его нравственные установления.
13. В посланиях к Солунянам св. ап. Павел приводит некоторые признаки Второго пришествия Христова.
Непосредственно перед пришествием Иисуса Христа диавол воздвигнет антихриста, при котором предсказанное Спасителем (Мф. 24,4–5, 11–15, 23–24) отступление людей, злоба и различные бедствия достигнут полной силы (2Фес. 2,3,9).
ü Его пришествие будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами, ибо видя развращение воли этого человека Бог попустит диаволу поселиться в нём (2 Фес. 2,9);
ü Он будет бороться против всех религий, превозносясь выше всего святого и выдавая себя за Бога (2 Фес. 2,4).
Перед пришествием антихриста «будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фес. 2,7), под которым различные толкователи понимают либо некую политическую или религиозно-политическую силу, либо некоего её представителя.
Апостол говорит о том, что нам не дано знать время славного пришествия Господня (1 Фес. 5,1–3).
1. Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. YMSA-Press Русский путь, Париж-Москва, 1996.
2. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. Сатисъ, С-Пб, 1995.
3. Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1983 (репр).
4. Библия. В русском переводе с приложениями. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1973.
5. Библейская энциклопедия. Российское Библейское Общество, М., 1996.
6. Библейская энциклопедия. Т. 1, 2. NB-press, Центурион, АПС, М., 1991.
7. Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкования на послания святого апостола Павла. Книга 1. Афон, М., 2000.
8. Булгаков С.В. Православие. Расколы, ереси, секты. «Современник», М., 1994.
[L.D.1]Отлично.
[L.D.2] -
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.