ü в синагоге в Антиохии Писидийской (Деян. 13,16–47);
ü в афинском ареопаге (Деян. 17,22–31);
ü прощальная речь перед пресвитерами в Милите (Деян. 20,18–35);
ü со ступеней крепости (Деян. 21,40 – 22,21);
ü оправдательные речи при допросе Феликсом (Деян. 10,21), перед Иродом Агриппой II (Деян. 26, 2–23,25–27,29);
б) Собрания верующих:
ü при вознесении Господа (Деян. 1,6–11);
ü в день Пятидесятницы (Деян. 2,1);
ü молитвенное собрание после того, как были отпущены ап. Пётр и Иоанн (Деян. 4,23–31);
ü в день избрания семи диаконов (Деян. 6,2–6);
ü в доме Марии, куда пришёл ап. Пётр, выведенный ангелом из темницы (Деян. 12,12–17);
ü в Антиохии по возвращении Варнавы и Павла из первого миссионерского путешествия (Деян. 14,27);
ü апостольский собор в Иерусалиме (Деян. 15,6–29);
ü в Антиохии после Собора (Деян. 15,30–32);
ü в Филиппах, когда был спасён упавший из окна юноша (Деян. 20,7–12);
ü пресвитеров в Милите (Деян. 20,17–38);
4. Савл (еврейское имя, означ. «испрошенный»), был уроженцем Киликийского г.Тарс (Деян. 21,39), а его имя Павел (греч. «маленький») было дано ему, видимо, при рождении, как римскому гражданину (Деян. 22,28). Право [L.D.2] носить звание римского гражданина, видимо, было получено его предками либо за особые заслуги перед империей, либо за деньги.
Впервые в кн. Деяний упоминается о римском гражданстве ап. Павла в повествовании о заключении его и Варнавы в Филиппах (Деян. 16,20–24,35–39). Римское гражданство освобождало носителей его от телесных наказаний. Тем более преступно это выглядело без предварительного рассмотрения и суда, о чём Апостол заявляет уже во время своего задержания в Иерусалиме (Деян. 22,25–29). Надо отметить, что апостолы прибегают к требованиям соблюдения их прав не из тщеславия, а из тех соображений, что публичное их оскорбление без вины, без публичного же извинения может повредить делу их проповеди.
И, наконец, уже в Кесарии, не надеясь на правосудие у правителя Иудея Феста и не желая попасть в руки иудеев на суд более низкого уровня, ап. Павел потребовал суда у императора (Деян. 25,10–11,21), «ибо каждый римский гражданин имел право апеллировать к самому кесарю» [2, с.197].
О кончине св. ап. Павла известно, что он был обезглавлен мечом (как римский гражданин) одновременно с распятием ап. Петра в Риме возможно в конце правления Нерона, то есть в 67–68 г.
5. Главная цель защитительной речи архидиакона Стефана перед синедрионом (Деян. 7,1–53) – «обратить против еврейского народа предъявленное ему обвинение в нечестии» [2, с.76]. Спокойно и обстоятельно Стефан излагает исторические факты, доказывая, что евреи всегда противились Богу, истинным служителем которого он является.
- Начиная от Авраама, Стефан говорит об истории времени патриархов (Деян. 7,2–16), указывая на неповиновение Богу евреев уже в событии предательства Иосифа его братьями (ст.9), ибо это же злое чувство зависти стало причиной распятия Господа Иисуса Христа.
- Более подробно архидиакон останавливается на истории Моисея (Деян. 7,17–45), в хуле на которого он был обвинён (Деян. 6,11). Здесь неоднократно указываются выражения противления народа пророку и законодателю (ст. 27,39).
- Опровергая обвинение в хуле «на святое место сие» (Деян. 6,13), св. Стефан говорит об устроении скинии и храма Соломонова (Деян. 7,44–47), завершая свою мысль словами, что Бог не ограничивается рукотворенным храмом (Деян. 7,47–50).
- Стефан заканчивает свою речь Обличением современных представителей еврейского народа во всё той же непокорности Богу (Деян. 7,51) и неисполнении Его Закона (Деян. 7,53). Они стали убийцами «Праведника», подобно тому, как их отцы убивали предвозвещавших Его пророков (Деян. 7, 52). Вдохновляемый Духом Святым, Стефан исповедует увиденную им славу Божию и Сына Человеческого одесную Бога Отца (Деян. 7,55–57).
6. Апостольским Собором в Иерусалиме было принято решение освободить обращающихся в христианство язычников от исполнения Закона Моисеева, но требовать воздержания от того, что противно как его духу, так и духу христианства:
ü от употребления в пищу мяса языческих жертв, приносимых идолам, от удавленины (мяса животного, в котором осталась его кровь) и крови животных (Деян. 15,20,29; 21,25);
ü от блуда (Деян. 15,20,29; 21,25).
«Закон Моисеев, как учит об этом Апостол Павел в послании к Галатам (3,24–25), был дан лишь как детоводитель ко Христу, а потому по пришествии Христовом он становился уже ненужным, ибо заменялся новым законом Христовым. Считать закон Моисеев обязательным в христианстве – значит считать недостаточной искупительную силу зак0она Христова» [2, с.131]. Ап. Павел говорит о невозможности соблюдения всех предписаний Закона, а значит и невозможности избежать проклятия (Гал. 3,10). Закону же, «как началу оправдания, явившему своё бессилие, противополагается вера» [1, с.315].
Из повествования кн. Деяний мы видим, что в Иерусалимской, например, христианской общине были люди, придерживающиеся постановлений Моисеева Закона (Деян. 21,17–26). Ради них иерусалимские пресвитеры и посоветовали Апостолу проявить снисходительность к немощам братий. Ап.Павел исполнил с четырьмя бедными иудеями всё необходимое по Закону и взял на себя необходимую плату, поскольку это нисколько не противоречило его учению.
Ещё одно требование нравственного характера, не связаное с Моисеевым Законом: не делать другому того, чего не желаешь себе (Деян. 15,20,29).
Кроме того, как отмечает еп. Кассиан, иерусалимским Собором было проведено разделение сфер служения апостолов (Гал. 2,7–10). Возможно, Собором было принято решение о проведении сбора средств для бедствующих иерусалимских христиан (Гал. 2, 10), об исполнении которого видно из Деян. 24,17; 1 Кор. 16,1–4; 2 Кор. 8–9).
7. В своём послании к Галатам св. ап. Павел говорит о том, что невозможно во всей полноте соблюдать требования Закона, имевшего лишь воспитательное значение перед пришествием в мир Христа. Для христиан Апостол полагает новое основание нравственной жизни – веру, действующую любовию (Гал. 5,6). В этой вере и заключается та христианская свобода, к которой призывает своих учеников ап. Павел (Гал. 5,13).
Конечно, «нельзя себе представить, – говорит еп. Кассиан, – чтобы сейчас кто-либо мог прызывать христиан к исполнению иудейского закона, в частности, к наложению на себя ига обрезания. Но законничество наблюдается нередко и в христианстве, как его искажение, вызываемое человеческой немощью и малодушием» [2, с.218]. В этом отношении послание к Галатам на все времена остаётся «благовестием христианской свободы».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.