Деяния Св. Апостолов. Послания Ап. Павла к Римлянам и Галатам. Признаки Второго пришествия указанные ап. Павлом в 1-м и 2-м послании к Солунянам, страница 2

ü в синагоге в Антиохии Писидийской (Деян. 13,16–47);

ü в афинском ареопаге (Деян. 17,22–31);

ü прощальная речь перед пресвитерами в Милите (Деян. 20,18–35);

ü со ступеней крепости (Деян. 21,40 – 22,21);

ü оправдательные речи при допросе Феликсом (Деян. 10,21), перед Иродом Агриппой II (Деян. 26, 2–23,25–27,29);

б) Собрания верующих:

ü при вознесении Господа (Деян. 1,6–11);

ü в день Пятидесятницы (Деян. 2,1);

ü молитвенное собрание после того, как были отпущены ап. Пётр и Иоанн (Деян. 4,23–31);

ü в день избрания семи диаконов (Деян. 6,2–6);

ü в доме Марии, куда пришёл ап. Пётр, выведенный ангелом из темницы (Деян. 12,12–17);

ü в Антиохии по возвращении Варнавы и Павла из первого миссионерского путешествия (Деян. 14,27);

ü апостольский собор в Иерусалиме (Деян. 15,6–29);

ü в Антиохии после Собора (Деян. 15,30–32);

ü в Филиппах, когда был спасён упавший из окна юноша (Деян. 20,7–12);

ü пресвитеров в Милите (Деян. 20,17–38);

4. Савл (еврейское имя, означ. «испрошенный»), был уроженцем Ки­ли­кийского г.Тарс (Деян. 21,39), а его имя Павел (греч. «маленький») было да­но ему, видимо, при рождении, как римскому гражданину (Деян. 22,28). Пра­во [L.D.2] но­сить звание римского гражданина, видимо, было получено его предками ли­бо за особые заслуги перед империей, либо за деньги.

Впервые в кн. Деяний упоминается о римском гражданстве ап. Павла в повествовании о заключении его и Варнавы в Филиппах (Деян. 16,20–24,35–39). Римское гражданство освобождало носителей его от телесных наказаний. Тем более преступно это выглядело без предварительного рассмотрения и су­да, о чём Апостол заявляет уже во время своего задержания в Иерусалиме (Деян. 22,25–29). Надо отметить, что апостолы прибегают к требованиям соб­людения их прав не из тщеславия, а из тех соображений, что публичное их оскорбление без вины, без публичного же извинения может повредить делу их проповеди.

И, наконец, уже в Кесарии, не надеясь на правосудие у правителя Иу­дея Феста и не желая попасть в руки иудеев на суд более низкого уровня, ап. Павел потребовал суда у императора (Деян. 25,10–11,21), «ибо каждый рим­ский гражданин имел право апеллировать к самому кесарю» [2, с.197].

О кончине св. ап. Павла известно, что он был обезглавлен мечом (как римский гражданин) одновременно с распятием ап. Петра в Риме возможно в конце правления Нерона, то есть в 67–68 г.

5. Главная цель защитительной речи архидиакона Стефана перед си­не­д­рионом (Деян. 7,1–53) – «обратить против еврейского народа предъявленное ему обвинение в нечестии» [2, с.76]. Спокойно и обстоятельно Стефан изла­га­ет исторические факты, доказывая, что евреи всегда противились Богу, ис­тинным служителем которого он является.

- Начиная от Авраама, Стефан говорит об истории времени патриархов (Деян. 7,2–16), указывая на неповиновение Богу евреев уже в событии пре­да­тельства Иосифа его братьями (ст.9), ибо это же злое чувство зависти стало причиной распятия Господа Иисуса Христа.

- Более подробно архидиакон останавливается на истории Моисея (Деян. 7,17–45), в хуле на которого он был обвинён (Деян. 6,11). Здесь неод­но­кратно указываются выражения противления народа пророку и законо­да­те­лю (ст. 27,39).

- Опровергая обвинение в хуле «на святое место сие» (Деян. 6,13), св. Стефан говорит об устроении скинии и храма Соломонова (Деян. 7,44–47), завершая свою мысль словами, что Бог не ограничивается рукотворенным храмом (Деян. 7,47–50).

- Стефан заканчивает свою речь Обличением современных предста­ви­те­лей еврейского народа во всё той же непокорности Богу (Деян. 7,51) и не­ис­полнении Его Закона (Деян. 7,53). Они стали убийцами «Праведника», подобно тому, как их отцы убивали предвозвещавших Его пророков (Деян. 7, 52). Вдохновляемый Духом Святым, Стефан исповедует увиденную им славу Божию и Сына Человеческого одесную Бога Отца (Деян. 7,55–57).

6. Апостольским Собором в Иерусалиме было принято решение осво­бо­дить обращающихся в христианство язычников от исполнения Закона Мо­исеева, но тре­бовать воздержания от того, что противно как его духу, так и духу хрис­ти­ан­ства:

ü от употребления в пищу мяса языческих жертв, приносимых идолам, от удавленины (мяса животного, в котором осталась его кровь) и крови жи­вотных (Деян. 15,20,29; 21,25);

ü от блуда (Деян. 15,20,29; 21,25).

«Закон Моисеев, как учит об этом Апостол Павел в послании к Галатам (3,24–25), был дан лишь как детоводитель ко Христу, а потому по пришес­т­вии Христовом он становился уже ненужным, ибо заменялся новым законом Хрис­товым. Считать закон Моисеев обязательным в христианстве – значит считать недостаточной искупительную силу зак0она Христова» [2, с.131]. Ап. Павел го­ворит о невозможности соблюдения всех предписаний Закона, а зна­чит и невоз­можности избежать проклятия (Гал. 3,10). Закону же, «как нача­лу оправдания, явившему своё бессилие, противополагается вера» [1, с.315].

Из повествования кн. Деяний мы видим, что в Иерусалимской, напри­мер, христианской общине были люди, придерживающиеся постановлений Моисеева Закона (Деян. 21,17–26). Ради них иерусалимские пресвитеры и по­советовали Апостолу проявить снисходительность к немощам братий. Ап.Па­вел исполнил с четырьмя бедными иудеями всё необходимое по Закону и взял на себя необходимую плату, поскольку это нисколько не противо­речи­ло его учению.

Ещё одно требование нравственного характера, не связаное с Моисе­е­вым Законом: не делать другому того, чего не желаешь себе (Деян. 15,20,29).

Кроме того, как отмечает еп. Кассиан, иерусалимским Собором было проведено разделение сфер служения апостолов (Гал. 2,7–10). Возможно, Со­бором было принято решение о проведении сбора средств для бедству­ю­щих иерусалим­ских христиан (Гал. 2, 10), об исполнении которого видно из Деян. 24,17; 1 Кор. 16,1–4; 2 Кор. 8–9).

7. В своём послании к Галатам св. ап. Павел говорит о том, что невоз­можно во всей полноте соблюдать требования Закона, имевшего лишь воспи­тательное значение перед пришествием в мир Христа. Для христиан Апостол полагает новое основание нравственной жизни – веру, действующую любо­вию (Гал. 5,6). В этой вере и заключается та христианская свобода, к которой призывает своих учеников ап. Павел (Гал. 5,13).

Конечно, «нельзя себе представить, – говорит еп. Кассиан, – чтобы сей­час кто-либо мог прызывать христиан к исполнению иудейского закона, в час­т­ности, к наложению на себя ига обрезания. Но законничество наблю­дает­ся нередко и в христианстве, как его искажение, вызываемое человеческой не­мощью и малодушием» [2, с.218]. В этом отношении послание к Галатам на все времена остаётся «благовестием христианской свободы».