«Житие Моисея» св. Григория Нисского

Страницы работы

Содержание работы

Свт[L.D.1] . Григорий еп.Нисский – один из великих каппадокийцев, в пер­вые десятилетия христианского государства, заложивших основы всеобъ­ем­лющей христианской культуры.

Св.Григорий родился ок.335 г. в Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии), где и получил образование, готовясь к юридической практике и особо интересуясь риторикой. Но истинным своим учителем он считал своего стар­шего брата свт.Василия Великого, который и рукополо­жил его прим. в 371 г. в епископы небольшого г. Ниссы. С 376 по 379 гг. в из­гна­нии был избран ми­т­рополитом Севастийским. Проявив себя как талант­ли­вый писатель и бо­го­с­лов, после смерти своего брата свт.Григорий закан­чи­вает его труды «Шес­то­днев» и «Против Евномия».

Все труды свт. Григория Нисского можно условно разделить на три груп­пы: догматические (напр. «Против Аполлинария» «Большой Катехизис» и др.), мистико-аскетические (напр. «О девстве»), и экзегетические (напр. «Жи­­тие Моисея», «О сотворении человека» и др.). «Характерно, что святой Григорий занимался в основном толкованием ветхозаветных текстов. В его цели, несомненно, входило, пользуясь аллегорией, объяснить Ветхий Завет в понятиях, близких греческому читателю» [2, с.217]. Кроме того, до нас дош­ли его проповеди (в основном на великие праздники) и 26 писем, большая часть которых интересна с биографической точки зрения.

В последние годы жизни свт.Григорий постоянно участвует в Констан­ти­но­польских Соборах и, видимо, имеет авторитет при дворе. Последнее сви­детельство о нем, как участнике Собора, встречается в 394 г. Вероятно, вско­ре он умер.

Формально труд свт.Григория Нисского «О жизни Моисея за­к­онода­те­­ля или о совершенстве в добродетели» является ответом на письмо не­ко­ему молодо­му дру­гу Кесарию, о котором нам ничего не известно, да и имя ко­торого упо­ми­на­ется только однажды [1, с.104]. А.С. Дес­ницкий, чей пере­вод был ис­пользован в написании данной работы, выс­казывает предполо­же­ние, что это характерный для литературы того времени собирательный образ. Труд обращён к мало знакомым с Ветхим Заветом эл­ли­нам, которые во мно­жестве стали приходить в Церковь, когда христи­ан­с­тво стало государ­ствен­ной религией. Св.Григорий стремился сделать понят­ными и назидательными ветхозаветные повествования, которые могли пока­заться наивными и бес­смы­с­лен­ными. «Но в ко­не­ч­ном счёте, эта книга обра­ще­на ко всем, кто ищет совершенства в доб­ро­дете­ли, а значит – к каждому хри­стианину» [1, с.8].

В кратком вступлении св.Григорий определяет цель  поставленную пе­ред исследователем повествования Священного Писания. Моисея автор на­ме­рен представить в своём труде, как пример добродетельной жизни, память о котором и подражание ему подобно маяку позволит каждому, желающему совершенствоваться в добродетели, достичь тихой пристани вечной жизни. Но, как дальше отмечает автор, «Учение истины воспринимается по-разному в зависимости от расположения слышащих его. Хотя всем одинаково гово­рит­­ся, что есть добро и что есть зло, но разум того, кто расположен к воспри­я­тию сказанного, просвещается, а кто настроен на обратное и не стремится об­ратить взоры своей души к лучам истины, тот остаётся во мраке неведе­ния» [1, с.43].

Произведение можно разделить на две неравные по размеру части – жи­з­неописание пророка Моисея и аллегорическое истолкование важнейших фактов и событий.

В первой части, названной «Повествование о жизни Моисея» свт.Гри­го­рий, следуя принципам буквально-исторического метода толкования Свя­щенного Писания, довольно кратко излагает основные события жизни свято­го Моисея. В то же время, автор в некоторых моментах «позволяет» себе бо­лее детальное и даже красочное описание. Например, довольно ярко и под­роб­но рассказано здесь устройство скинии и одеяния священников.

«Говоря о чудесах, – пишет прот.Валентин Асмус, – свт.Григорий по­лемизирует с попытками рационалистического их объяснения, имея ввиду, быть может, определённые тенденции антиохийской экзегезы» [1, с.3]. Нап­ри­мер, в описании перехода через расступившиеся воды Красного моря, свя­ти­тель ни слова не говорит о каких-то природных факторах, возможно спо­соб­ствовавших этому событию – Моисей, по его объяснению, «движимый си­лой Божией, совершил самое невероятное из всего, что совершил» и от его удара жезлом по воде море словно раскололось [1, с.18].

В некоторых местах, как, например, в повествовании о «заимство­ва­нии» евреями египетского богатства, отмечает прот. В.Асмус, свт.Григорий стре­мится как бы смягчить смысл событий, которые могут вызвать соблазн.

В целом «особая цель автора в этой части – преподание читателю нрав­ственных наставлений на основе излагаемого жизнеописания» [1, с.3].

Во второй, гораздо более значимой по объёму и содержанию, части рас­сматриваемого произведения – «Толкование на жизнь Моисея» – жизнь вет­хо­заветного праведника изображается, «как идеальный образец мисти­че­с­кого восхождения души» [1, с.3]. Здесь автор прибегает к аллегорическому ме­тоду толкования Священного Писания, при котором важна не столько ис­то­рическая последовательность событий, сколько их духовный смысл. Мож­но отметить, что такой подход к толкованию Священного Писания был хара­к­терен для Александрийской богословской школы в отличии от Антиохий­с­кой, изъяснявшей Библию в основном с исторической точки зрения. Первым из христианских писателей аллегорический метод толкования Писания стал широко применяться Оригеном (ок. 185–254 гг.). В «Житии Моисея» свт.Гри­горий во многом следует своим предшественникам и в особенности Оригену, заимствуя у них не только методологию, но и некоторые идеи.

Для удо­бства читателей эта часть произведения была разделена пере­вод­чиком на множество небольших глав: «Рождение»,.. «Встреча с Ааро­ном»,.. «Египет­ские казни» и др.

Цель жизни человека, по мысли свт.Григория, заключается в постоян­ном стремлении к Богу. Свт.Григорий называет богословие крутой и труд­но­доступной горой «...и большинство людей с трудом достигают лишь её под­но­жия. Если же кто подобен Моисею, то может подняться и выше,..» [1, с. 64]. Путь последовательного восхож­де­ния человека к Бо­гу состоит, как отме­ча­ет прот.Иоанн Мейендорф, из трех ступеней и человек должен пройти все, хотя последова­тель­ность их может быть различной.

Пер­вая ступень – ступень очищения (καθαρσις) души и тела от всего, что не от Бо­га, от всего, ограничивающего нашу свободу. Если учесть, что нас отделяет от Бога прежде всего падшесть человеческой природы, выража­ющаяся в страстях, то путём победы над ними мы переступаем этот баръер. «Вслед за Ори­ге­н­ом свт.Гри­го­­рий считает, что эта стадия аллегорически опи­сана в книге «Ис­ход» в той её части, где Моисей поднимается на гору и всту­пает в тёмное и влажное об­ла­­ко» [2, с.228]. «Здесь повествование учит, сколь великие и мно­го­численные дела нужно совершить в жизни, чтобы отва­жить­ся когда-либо при­ступить к горе Богопознания,..» [1, с.63]. При этом то, что Моисей разу­ва­ется, объясняется как снятие тех «кожаных одежд» – грехов­ных страстей – которыми был на­де­лён чело­век при изгнании из рая. К поз­на­нию Боже­ственного света приводит человека добродетельный образ жиз­ни. И свт.Григорий, следуя поставленной им цели, переносит подробности би­б­лейского повествования в об­ласть нравственного учения, поскольку в точ­но­с­ти подражать чудесным со­бы­тиям и поступкам невозможно.

Похожие материалы

Информация о работе