Свт[L.D.1] . Григорий еп.Нисский – один из великих каппадокийцев, в первые десятилетия христианского государства, заложивших основы всеобъемлющей христианской культуры.
Св.Григорий родился ок.335 г. в Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии), где и получил образование, готовясь к юридической практике и особо интересуясь риторикой. Но истинным своим учителем он считал своего старшего брата свт.Василия Великого, который и рукоположил его прим. в 371 г. в епископы небольшого г. Ниссы. С 376 по 379 гг. в изгнании был избран митрополитом Севастийским. Проявив себя как талантливый писатель и богослов, после смерти своего брата свт.Григорий заканчивает его труды «Шестоднев» и «Против Евномия».
Все труды свт. Григория Нисского можно условно разделить на три группы: догматические (напр. «Против Аполлинария» «Большой Катехизис» и др.), мистико-аскетические (напр. «О девстве»), и экзегетические (напр. «Житие Моисея», «О сотворении человека» и др.). «Характерно, что святой Григорий занимался в основном толкованием ветхозаветных текстов. В его цели, несомненно, входило, пользуясь аллегорией, объяснить Ветхий Завет в понятиях, близких греческому читателю» [2, с.217]. Кроме того, до нас дошли его проповеди (в основном на великие праздники) и 26 писем, большая часть которых интересна с биографической точки зрения.
В последние годы жизни свт.Григорий постоянно участвует в Константинопольских Соборах и, видимо, имеет авторитет при дворе. Последнее свидетельство о нем, как участнике Собора, встречается в 394 г. Вероятно, вскоре он умер.
Формально труд свт.Григория Нисского «О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели» является ответом на письмо некоему молодому другу Кесарию, о котором нам ничего не известно, да и имя которого упоминается только однажды [1, с.104]. А.С. Десницкий, чей перевод был использован в написании данной работы, высказывает предположение, что это характерный для литературы того времени собирательный образ. Труд обращён к мало знакомым с Ветхим Заветом эллинам, которые во множестве стали приходить в Церковь, когда христианство стало государственной религией. Св.Григорий стремился сделать понятными и назидательными ветхозаветные повествования, которые могли показаться наивными и бессмысленными. «Но в конечном счёте, эта книга обращена ко всем, кто ищет совершенства в добродетели, а значит – к каждому христианину» [1, с.8].
В кратком вступлении св.Григорий определяет цель поставленную перед исследователем повествования Священного Писания. Моисея автор намерен представить в своём труде, как пример добродетельной жизни, память о котором и подражание ему подобно маяку позволит каждому, желающему совершенствоваться в добродетели, достичь тихой пристани вечной жизни. Но, как дальше отмечает автор, «Учение истины воспринимается по-разному в зависимости от расположения слышащих его. Хотя всем одинаково говорится, что есть добро и что есть зло, но разум того, кто расположен к восприятию сказанного, просвещается, а кто настроен на обратное и не стремится обратить взоры своей души к лучам истины, тот остаётся во мраке неведения» [1, с.43].
Произведение можно разделить на две неравные по размеру части – жизнеописание пророка Моисея и аллегорическое истолкование важнейших фактов и событий.
В первой части, названной «Повествование о жизни Моисея» свт.Григорий, следуя принципам буквально-исторического метода толкования Священного Писания, довольно кратко излагает основные события жизни святого Моисея. В то же время, автор в некоторых моментах «позволяет» себе более детальное и даже красочное описание. Например, довольно ярко и подробно рассказано здесь устройство скинии и одеяния священников.
«Говоря о чудесах, – пишет прот.Валентин Асмус, – свт.Григорий полемизирует с попытками рационалистического их объяснения, имея ввиду, быть может, определённые тенденции антиохийской экзегезы» [1, с.3]. Например, в описании перехода через расступившиеся воды Красного моря, святитель ни слова не говорит о каких-то природных факторах, возможно способствовавших этому событию – Моисей, по его объяснению, «движимый силой Божией, совершил самое невероятное из всего, что совершил» и от его удара жезлом по воде море словно раскололось [1, с.18].
В некоторых местах, как, например, в повествовании о «заимствовании» евреями египетского богатства, отмечает прот. В.Асмус, свт.Григорий стремится как бы смягчить смысл событий, которые могут вызвать соблазн.
В целом «особая цель автора в этой части – преподание читателю нравственных наставлений на основе излагаемого жизнеописания» [1, с.3].
Во второй, гораздо более значимой по объёму и содержанию, части рассматриваемого произведения – «Толкование на жизнь Моисея» – жизнь ветхозаветного праведника изображается, «как идеальный образец мистического восхождения души» [1, с.3]. Здесь автор прибегает к аллегорическому методу толкования Священного Писания, при котором важна не столько историческая последовательность событий, сколько их духовный смысл. Можно отметить, что такой подход к толкованию Священного Писания был характерен для Александрийской богословской школы в отличии от Антиохийской, изъяснявшей Библию в основном с исторической точки зрения. Первым из христианских писателей аллегорический метод толкования Писания стал широко применяться Оригеном (ок. 185–254 гг.). В «Житии Моисея» свт.Григорий во многом следует своим предшественникам и в особенности Оригену, заимствуя у них не только методологию, но и некоторые идеи.
Для удобства читателей эта часть произведения была разделена переводчиком на множество небольших глав: «Рождение»,.. «Встреча с Аароном»,.. «Египетские казни» и др.
Цель жизни человека, по мысли свт.Григория, заключается в постоянном стремлении к Богу. Свт.Григорий называет богословие крутой и труднодоступной горой «...и большинство людей с трудом достигают лишь её подножия. Если же кто подобен Моисею, то может подняться и выше,..» [1, с. 64]. Путь последовательного восхождения человека к Богу состоит, как отмечает прот.Иоанн Мейендорф, из трех ступеней и человек должен пройти все, хотя последовательность их может быть различной.
Первая ступень – ступень очищения (καθαρσις) души и тела от всего, что не от Бога, от всего, ограничивающего нашу свободу. Если учесть, что нас отделяет от Бога прежде всего падшесть человеческой природы, выражающаяся в страстях, то путём победы над ними мы переступаем этот баръер. «Вслед за Оригеном свт.Григорий считает, что эта стадия аллегорически описана в книге «Исход» в той её части, где Моисей поднимается на гору и вступает в тёмное и влажное облако» [2, с.228]. «Здесь повествование учит, сколь великие и многочисленные дела нужно совершить в жизни, чтобы отважиться когда-либо приступить к горе Богопознания,..» [1, с.63]. При этом то, что Моисей разувается, объясняется как снятие тех «кожаных одежд» – греховных страстей – которыми был наделён человек при изгнании из рая. К познанию Божественного света приводит человека добродетельный образ жизни. И свт.Григорий, следуя поставленной им цели, переносит подробности библейского повествования в область нравственного учения, поскольку в точности подражать чудесным событиям и поступкам невозможно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.