Проверка авиапредприятий на выполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, страница 2

В качестве нормативного уровня принята величина, определяемая массой загрязняющего вещества, выбрасываемого двигателем ВС за взлетно–посадочный цикл на единицу максимальной(взлетной) тяги двигателя, г /кН. При определении количества выбрасываемого в зоне аэропорта загрязняющих веществ исходя из нормативных данных нужно величину нормативного уровня эмиссии  двигателя (г/кН) умножить на величину максимальной(взлетной) тяги двигателя(кН) и полученную величину умножить на количество двигателей на самолете и количество самолето-вылетов в аэропорту  самолетов данного класса за рассматриваемый промежуток времени.

  Нормативные уровни выброса загрязняющих веществ в соответствии с табл. 1.2. для турбореактивных и турбовентиляторных двигателей с тягой более 26,7 кН  составляет, г /кН: углеводороды(СхНу) – 19,6; оксид углерода(СО) – 118; оксид азота(NОх) – 40 +ПК, где ПК  - степень повышения давления в двигателе.

  Индексы выброса загрязняющих веществ (г на кг топлива) в соответствии с (8) для турбореактивных двигателях с тягой менее 26,7 кН, турбовинтовых и турбовальных двигателей и для вспомогательных  силовых установок, предназначенных для установки на воздушные  суда составляет, г /кН:

на режиме малого газа

 - оксид углерода (СО) – 55*(0,75)ПК;

- углеводороды (СхНу) – 6,8*(0,75) ПК;

Где ПК – степень повышения давления в двигателе на режиме максимальной мощности(тяги)

 - оксиды азота(NОх) – 2+0,55(ПК)

     при взлетно-посадочном цикле, соответствующим данным табл. 1.2.

   Выброс загрязняющих веществ в атмосферу поршневыми авиационными двигателями в соответствии с нормативными уровнями (8) составляет:

- оксид углерода(СО) – 3,4* 10-2 кг / максимальная мощность;

 - углеводороды(СхНу) – 1,13*10-3 кг/ максимальная мощность;

- оксиды азота (NОх) – 1,13*10-3 кг/ максимальная мощность;

  при следующих характеристиках взлетно-посадочного цикла, табл. 1.3.:

Характеристики условного взлетно-посадочного цикла воздушных судов, оснащенных поршневыми двигателями.

Этапы взлетно-посадочного цикла

Продолжительность, мин.

Руление на этапе малого газа до взлета

12,0

Взлет(100% мощности)

0,3

Набор высоты(75-100% мощности)

5,0

Снижение(40% мощности)

6,0

Руление на режиме малого газа после посадки

4,0

  Масса загрязняющих веществ, выбрасываемая двигателям ВС по трассе полета, определяются в соотсетствии с табл 1.4.:

  Масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при полете воздушных судов(ВС), кг

Табл.1.4.

Тип ВС

Выброс загрязняющих веществ, кг

СО

СхНу

NОх

SO2

тв. частицы

1

2

3

4

5

6

ДМС

303

77

1264

23,4

94,7

Широкофюзеляжные

125,3

12,99

747,1

8,9

35,5

СМС

203,3

20,3

392,7

5,7

22,9

БМС

12,5

2,94

151,8

1,6

6,4

Самолеты МВЛ(Як-40)

28,9

1,33

15,2

0,4

1,45

Транспортные

130

32,0

535,6

9,9

39,9

Масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от спецавтотранстпорта, обслуживающего авиаперевозки, рассчитывается по данным табл. 1.5.:

Табл. 1.5.:

 Масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от спецавтотранспорта, обслуживающего авиаперевозок, кг.

Тип ВС

Выброс загрязняющих веществ при стандартной схеме обслуживания, кг

СО

СхНу

NОх

ДМС

6,6

1,74

1,2

Широкофюзеляжные

8,1

2,1

1,4

СМС

13,5

3,5

1,3

БМС

11,27

3,5

1,3

Самолеты МВЛ(Як-40)

7,7

5,2

0,7

Транспортные

5,8

1,4

1,0

Нормативные документы.

1 – ГОСТ 17.2.2 04-86. Охрана природы. Атмосфера. Двигатели газотурбинных самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ.

2- Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Международные стандарты и рекомендуемая практика. Охрана окружающей среды. Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, т. 2, эмиссия авиадвигателя, 1-ое издание, 1981г.

3- Директивное письмо авиационного регистра. Межгосударственный авиационный комитет, № 5-93 от 15.06.93 о временном порядке сертификации авиационных двигателей по эмиссии.

4 – Методика контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестности аэропорта, ГосНИИ ГА, М., 105 стр., согл.

5 – ГОСТ 17.0.0.04-90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения».

6 – Рекомендации по составлению акустических паспортов аэропортов гражданской авиации, ГосНИИ ГА, М., 1988г., 135 стр.

7 – Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, Минприроды РФ, М, 1993г., 43 стр.

8 – Нормы на эмиссию (выброс) в атмосферу загрязняющих веществ для турбореактивных двигателей и для вспомогательных силовых установок, предназначенных для установки на гражданские воздушные суда, утв. Минтран.РФ от 26.06.92г.

9 – Нормативные уровни выброса в атмосферу загрязняющих веществ поршневыми авиационными двигателями, ГосНИИ ГА, согл. Минэкологии России, М., 1993 г.

По вопросам, связанным с осуществлением контроля выброса загрязняющих веществ двигателями ВС и спецтранспорта, обращаться в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов по адресу: 123812, ГСП, Москва, ул.Б. Грузинская, д. 4 /6, Управление охраны атмосферного воздуха( тел. 254-49-29) или к разработчикам: Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации по адресу: 103340, аэропорт Шереметьево, ГосНИИ ГА, лаборатория виброакустических  и эмиссионных измерений(тел. 578-45-29) или НПП «Авиаэкология» Ассоциация АЭРОПОРТ (тел. 155-62-23). Расчет массы загрязняющих веществ двигателями ВС в районе аэропорта производиться по следующей формуле:

масса загрязняющий веществ = масса выброса загрязняющих веществ двигателями ВС в зоне аэропорта* количество самотето-вылетов в течении чужой парковки (данные в таб. 1.6) результаты расчетов приведены в 1.7.

Таб. 1.6 Динамика самолето-вылетов по а/п «Красноярск» 1998г.

Тип ВС

январь

ноябрь 1997 г.

за 1998г.

за 11 мес. 1997г.

АН-74 чп

6

2

36

25

Б-727 чп

0

17

17

Б- 437 чп

0

66

62

Б-457 чп

6

3

65

68

ХС-25 чп

9

11

70

79

ЯК-40

76

113

976

1006

в т.ч. чужой парк

28

53

343

325

Расчет массы загрязняющих веществ двигателями ВС в районе аэропорта в таб. 1.7. Тип ВС: Як-40.

Загрязняющее вещество

т/год

CO

1319*57,3/1000 = 75,578

1319*12/1000 =15,828

NO

1319*1,59/1000 =2,097

SO2

1319*1,98/1000 =2,612

Твердые части

1319*0,37/1000 =0,488

Итого: 96, 573 т/год выброс загрязняющих веществ в атмосферу производит ВС Як-40.

Согласно приказу Госкомэкологии № 77 от 15.02.2000г. удельный экономический ущерб (в ценах 1990г) составляется от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита( временного согласованного выброса).

Удельный экономический ущерб( ВС Як-40) = 96,573 т/год * 3,3 руб/усл.т. = 318, 9609 руб.