В качестве нормативного уровня принята величина, определяемая массой загрязняющего вещества, выбрасываемого двигателем ВС за взлетно–посадочный цикл на единицу максимальной(взлетной) тяги двигателя, г /кН. При определении количества выбрасываемого в зоне аэропорта загрязняющих веществ исходя из нормативных данных нужно величину нормативного уровня эмиссии двигателя (г/кН) умножить на величину максимальной(взлетной) тяги двигателя(кН) и полученную величину умножить на количество двигателей на самолете и количество самолето-вылетов в аэропорту самолетов данного класса за рассматриваемый промежуток времени.
Нормативные уровни выброса загрязняющих веществ в соответствии с табл. 1.2. для турбореактивных и турбовентиляторных двигателей с тягой более 26,7 кН составляет, г /кН: углеводороды(СхНу) – 19,6; оксид углерода(СО) – 118; оксид азота(NОх) – 40 +ПК, где ПК - степень повышения давления в двигателе.
Индексы выброса загрязняющих веществ (г на кг топлива) в соответствии с (8) для турбореактивных двигателях с тягой менее 26,7 кН, турбовинтовых и турбовальных двигателей и для вспомогательных силовых установок, предназначенных для установки на воздушные суда составляет, г /кН:
на режиме малого газа
- оксид углерода (СО) – 55*(0,75)ПК;
- углеводороды (СхНу) – 6,8*(0,75) ПК;
Где ПК – степень повышения давления в двигателе на режиме максимальной мощности(тяги)
- оксиды азота(NОх) – 2+0,55(ПК)
при взлетно-посадочном цикле, соответствующим данным табл. 1.2.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу поршневыми авиационными двигателями в соответствии с нормативными уровнями (8) составляет:
- оксид углерода(СО) – 3,4* 10-2 кг / максимальная мощность;
- углеводороды(СхНу) – 1,13*10-3 кг/ максимальная мощность;
- оксиды азота (NОх) – 1,13*10-3 кг/ максимальная мощность;
при следующих характеристиках взлетно-посадочного цикла, табл. 1.3.:
Характеристики условного взлетно-посадочного цикла воздушных судов, оснащенных поршневыми двигателями.
Этапы взлетно-посадочного цикла |
Продолжительность, мин. |
Руление на этапе малого газа до взлета |
12,0 |
Взлет(100% мощности) |
0,3 |
Набор высоты(75-100% мощности) |
5,0 |
Снижение(40% мощности) |
6,0 |
Руление на режиме малого газа после посадки |
4,0 |
Масса загрязняющих веществ, выбрасываемая двигателям ВС по трассе полета, определяются в соотсетствии с табл 1.4.:
Масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при полете воздушных судов(ВС), кг
Табл.1.4.
Тип ВС |
Выброс загрязняющих веществ, кг |
||||
СО |
СхНу |
NОх |
SO2 |
тв. частицы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ДМС |
303 |
77 |
1264 |
23,4 |
94,7 |
Широкофюзеляжные |
125,3 |
12,99 |
747,1 |
8,9 |
35,5 |
СМС |
203,3 |
20,3 |
392,7 |
5,7 |
22,9 |
БМС |
12,5 |
2,94 |
151,8 |
1,6 |
6,4 |
Самолеты МВЛ(Як-40) |
28,9 |
1,33 |
15,2 |
0,4 |
1,45 |
Транспортные |
130 |
32,0 |
535,6 |
9,9 |
39,9 |
Масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от спецавтотранстпорта, обслуживающего авиаперевозки, рассчитывается по данным табл. 1.5.:
Табл. 1.5.:
Масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от спецавтотранспорта, обслуживающего авиаперевозок, кг.
Тип ВС |
Выброс загрязняющих веществ при стандартной схеме обслуживания, кг |
||
СО |
СхНу |
NОх |
|
ДМС |
6,6 |
1,74 |
1,2 |
Широкофюзеляжные |
8,1 |
2,1 |
1,4 |
СМС |
13,5 |
3,5 |
1,3 |
БМС |
11,27 |
3,5 |
1,3 |
Самолеты МВЛ(Як-40) |
7,7 |
5,2 |
0,7 |
Транспортные |
5,8 |
1,4 |
1,0 |
Нормативные документы.
1 – ГОСТ 17.2.2 04-86. Охрана природы. Атмосфера. Двигатели газотурбинных самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ.
2- Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Международные стандарты и рекомендуемая практика. Охрана окружающей среды. Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, т. 2, эмиссия авиадвигателя, 1-ое издание, 1981г.
3- Директивное письмо авиационного регистра. Межгосударственный авиационный комитет, № 5-93 от 15.06.93 о временном порядке сертификации авиационных двигателей по эмиссии.
4 – Методика контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестности аэропорта, ГосНИИ ГА, М., 105 стр., согл.
5 – ГОСТ 17.0.0.04-90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения».
6 – Рекомендации по составлению акустических паспортов аэропортов гражданской авиации, ГосНИИ ГА, М., 1988г., 135 стр.
7 – Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, Минприроды РФ, М, 1993г., 43 стр.
8 – Нормы на эмиссию (выброс) в атмосферу загрязняющих веществ для турбореактивных двигателей и для вспомогательных силовых установок, предназначенных для установки на гражданские воздушные суда, утв. Минтран.РФ от 26.06.92г.
9 – Нормативные уровни выброса в атмосферу загрязняющих веществ поршневыми авиационными двигателями, ГосНИИ ГА, согл. Минэкологии России, М., 1993 г.
По вопросам, связанным с осуществлением контроля выброса загрязняющих веществ двигателями ВС и спецтранспорта, обращаться в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов по адресу: 123812, ГСП, Москва, ул.Б. Грузинская, д. 4 /6, Управление охраны атмосферного воздуха( тел. 254-49-29) или к разработчикам: Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации по адресу: 103340, аэропорт Шереметьево, ГосНИИ ГА, лаборатория виброакустических и эмиссионных измерений(тел. 578-45-29) или НПП «Авиаэкология» Ассоциация АЭРОПОРТ (тел. 155-62-23). Расчет массы загрязняющих веществ двигателями ВС в районе аэропорта производиться по следующей формуле:
масса загрязняющий веществ = масса выброса загрязняющих веществ двигателями ВС в зоне аэропорта* количество самотето-вылетов в течении чужой парковки (данные в таб. 1.6) результаты расчетов приведены в 1.7.
Таб. 1.6 Динамика самолето-вылетов по а/п «Красноярск» 1998г.
Тип ВС |
январь |
ноябрь 1997 г. |
за 1998г. |
за 11 мес. 1997г. |
АН-74 чп |
6 |
2 |
36 |
25 |
Б-727 чп |
0 |
17 |
17 |
|
Б- 437 чп |
0 |
66 |
62 |
|
Б-457 чп |
6 |
3 |
65 |
68 |
ХС-25 чп |
9 |
11 |
70 |
79 |
ЯК-40 |
76 |
113 |
976 |
1006 |
в т.ч. чужой парк |
28 |
53 |
343 |
325 |
Расчет массы загрязняющих веществ двигателями ВС в районе аэропорта в таб. 1.7. Тип ВС: Як-40.
Загрязняющее вещество |
т/год |
CO |
1319*57,3/1000 = 75,578 |
CН |
1319*12/1000 =15,828 |
NO |
1319*1,59/1000 =2,097 |
SO2 |
1319*1,98/1000 =2,612 |
Твердые части |
1319*0,37/1000 =0,488 |
Итого: 96, 573 т/год выброс загрязняющих веществ в атмосферу производит ВС Як-40.
Согласно приказу Госкомэкологии № 77 от 15.02.2000г. удельный экономический ущерб (в ценах 1990г) составляется от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита( временного согласованного выброса).
Удельный экономический ущерб( ВС Як-40) = 96,573 т/год * 3,3 руб/усл.т. = 318, 9609 руб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.