При обследовании авиапредприятий (аэропортов, авиаремонтных предприятий, мотороиспытательных станций и др.) проверяется наличие и полнота следующих данных, касающихся загрязнения атмосферного воздуха в зоне авиапредприятия и выполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
1.Общая характеристика авиапредприятия.
· Количество отправлений и прибытий ВС в течении года, месяца, дня по фактическим данным или по расписанию, количество испытаний двигателей на мотороиспытательной станции и авиаремонтном заводе в течении года, месяца, дня;
· типы ВС, выполняющих полеты в данном аэропорту, и типы установленных на них двигателей;
· отдаленность аэропорта (авиапредприятия) от населенных пунктов и других защищаемых от загрязнения зон. Расположение таких зон;
· количество и типы средств спецавтотранспорта, используемого в аэропорту, котельные, автохозяйства и общий расход топлива (отдельно дизельного топлива, керосина и бензина), используемого спецавтотранспортом за год;
· схемы руления ВС при подготовке взлета и после посадки, расположение стоянок, мест запуска двигателей и зон ожидания разрешения взлета. Продолжительность руления ВС в зоне аэропорта. Режимы и время работы двигателей при испытаниях двигателей на мотороиспытательных станциях, характеристики стендов, параметры выбросов;
· статистические данные распределения направления и скорости ветра в зоне аэропорта в течении года, суток, и данные, характеризующие неблагоприятные метеорологические условия переноса и рассеивание примеси загрязняющих веществ.
2. Наличие сертификатов по выбросу загрязняющих веществ на тип двигателей, подтверждающих их соответствие требованиям ГОСТ 17.2.2.04-86(1) или для ВС, занятых в международных перевозках (2) в соответствии с Положением о сертификации по эмиссии двигателей ВС (3) и наличие данных выброса загрязняющих веществ двигателями ВС за взлетно-посадочный цикл и при полете по маршруту (4).
Эти стандарты распространяются на турбореактивные и турбовентиляторные двигатели с тягой более 26,7 кН, кроме тех случаев, когда сертифицирующие органы делают исключение в отношении конкретных типов двигателей или производных вариантов таких двигателей, для которых был выдан сертификат типа для первого основного образца или была выполнена другая аналогичная установленная процедура.
3.Наличие расчета валовых выбросов загрязняющих веществ двигателями ВС (т/год), максимально – разовых концентраций загрязняющих веществ (мг/м куб.) в окрестности аэропорта (авиапредприятия) и количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух в аэропорту двигателями спецавтотранспорта в пересчете по стандартным схемам обслуживания ВС или по расходуемому топливу. Суммарное загрязнение рассчитывается с учетом инвентаризации других источников загрязнения в аэропорту.
4.Наличие экологического паспорта авиапредприятия (5), составной частью которого являются данные выброса загрязняющих веществ двигателям ВС в окрестности аэропорта в соответствии с настоящими рекомендациями и акустический паспорт авиапредприятия в соответствии с (6).
5. Организацию контроля загрязнения атмосферного воздуха от двигателей спецавтотранспорта, обслуживающего авиаперевозки, в соответствии с нормативными материалами и рекомендациями по контролю токсичным выбросов от автомобильного транспорта для спецавтотранспорта, обслуживающего ВС, для стандартных схем обслуживания в соответствии с (4).
6. Выполнение проводимых в аэропорту мероприятий по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
снижение выброса загрязняющих веществ двигателями ВС за счет буксировки ВС, выполнения руления ВС на части двигателей, сокращение времени ожидания взлета, использование взлета без задержки на исполнительном старте (роллинг-старта), выбор оптимальных схем руления ВС (до взлета и после посадки)
7. При повышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по данным расчета максимально разовых концентраций загрязняющих веществ в окрестности аэропорта или данным измерений и в других случаях, связанных с неблагоприятным воздействием загрязнения от ВС на прилегающие к аэропорту районы, проводятся измерения (мониторинг) загрязнения в зоне аэропорта.
Для контроля загрязнения атмосферного воздуха окрестности аэропорта используются газовые мониторы на основе инфракрасной спектроскопии и методов хемилюминесценции или других применяемых для этих целей методов(4). Наиболее перспективной системой такого рода является система автоматизированного контроля загрязнения атмосферного воздуха на базе газовых мониторов типа 1306 Bruel and Kjaer (Дания), прошедшая эксплутационные испытания в международном аэропорту Шереметьево(Москва).
С соответствии с «Инструктивно- методическими» указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (7) допускается использование дл организации контроля загрязнения окрестности аэропорта средств, подлежащих перечислению в местные экологические фонды.
8. Определенное платежей за загрязнение природной среды производиться по массе выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в зоне аэропорта (авиапредприятия) в соответствии с нормативными документами об установлении платы за выброс загрязняющих веществ в природную среду и порядком их применения(7).
Плата за выброс загрязняющих веществ от ВС в окрестности аэропорта определяется как произведение норматива платы на массу выбрасываемого загрязненного вещества. При отсутствии данных о загрязнении атмосферного воздуха а районе аэропорта масса выброса загрязняющих веществ определяется в соответствии с Приложением 1.
При превышении лимита выброса загрязняющих веществ в окрестности аэропорта плата за выбросы загрязняющих веществ определяется с учетом пятикратного тарифа у установленным нормативам платы в пределах установленных лимитов.
Таблица соответствия ВС нормативам ГОСТ 17.2.2.04-86 и международному стандарту (Приложение 16 ИКАО, т. 11, эмиссия авиадвигателей) по состоянию на 30 июня 1993 года.
Тип ВС |
Тип двигателя |
Соединение о соответствии стандарту(наличие сертификата) |
Як-40 |
АИ-25 |
Не попадает под действие стандарта |
Масса выброса загрязняющих веществ двигателям ВС в зоне аэропорта.
Тип ВС |
Выброс загрязняющих веществ, кг. на взлетно-посадочный цикл |
||||
СО |
СхНу |
NОу |
SO2 |
тв. части |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Самолеты местного воздушного сообщения(МВЛ) Як-40, Ан-24, Ан-28 |
57,3 |
12 |
1,59 |
0,4 |
0,37 |
При отсутствии характеристик выброса загрязняющих веществ для рассматриваемого двигателя ВС допускается использовать для расчета выброса загрязняющих веществ нормативные уровни двигателя данного класса.
Нормативы выброса загрязняющих веществ двигателями воздушного судна установлены применительно к осредненному взлетно-посадочному циклу ВС по данным для аэропортов различного класса.
Для воздушных судов, оснащенных турбореактивными и турбовентиляторными двигателями тягой более 26,7 кН, взлетно-посадочный цикл соответствует данным, приведенным в табл. 1.2
Табл. .1.2.
Характеристики условного взлетно-посадочного цикла воздушных судов, оснащенных турбореактивными и турбовентиляторными двигателями тягой более 26,7 кН.
Этап полета |
Относительная тяга, % |
Время работы двигателей на данном этапе полета, мин. |
Взлет |
100 |
1,7 |
Набор высоты 900м |
85 |
2,2 |
Заход на посадку |
30 |
0,4 |
Руление после посадки и перед взлетом |
7 |
22,0 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.