55. Сварочно-наплавочные работы в путевом хозяйстве. Рельсосварочные предприятия.
Рельсосварочные предприятия осуществляют сварку рельсов в плети бесстыкового пути и сварку старогодных рельсов контактно-сварочными машинами. Для ремонта рельсов применяются рельсоправйльные машины. Кроме того, выполняется сварка старогодных рельсов после обрезки дефектных концов и дефектоскопирования. Общие сведения. Одними из определяющих условий снижения затрат на содержание пути и увеличение сроков службы его элементов являются: уменьшение числа рельсовых стыков за счет применения рельсов длиной 25 м (взамен 12,5 м) и бесстыкового пути с длинными сварными рельсовыми плетями; использование старогодных рельсов (Р65 и Р75), в том числе бесстыковых плетей, комплексно отремонтированных для повторного применения в пути с грузонапряженностью до 25 млн. т-км брутто/км в год.
Обычно отремонтированными старогодными рельсами заменяют путь с рельсами на один тип ниже. Поэтому применение отремонтированных рельсов усиливает конструкцию пути в целом, а повторное их использование в 1,5-2 раза увеличивает срок службы, на 25-30% снижает затраты на содержание.
Изготовление бесстыковых рельсовых плетей и один из видов ремонтов старогодных рельсов производятся сваркой коротких рельсов. Длина и сортность свариваемых рельсов (кусков рельсов) строго регламентирована техническими требованиями отдельно для новых и старогодных рельсов. В частности, для изготовления новых бесстыковых плетей используют новые рельсы только первого сорта длиной 25 м. Рельсы второго сорта сваривают только в длины 25 м, при этом длина свариваемых кусков допускается не менее 3 м, а максимальное количество сварных стыков-не более трех.
Рельсы сваривают в станционных условиях на рельсосварочных пред- приятиях (РСП), оборудованных полуавтоматическими поточными линиями или непосредственно в пути передвижными рельсосварочными машинами (ПРСМ). Сварка осуществляется за счет действия межатомных сил при местном оплавлении или совместном пластическом деформировании свариваемых частей. Современные способы сварки металлов разделяются на две группы: сварка плавлением - электродуговая, газопламенная, термитная (способ промежуточного литья); сварка давлением - электролитная, кузнечная, газопрессовая, термитная (стыковой и комбинированный способы).
Сварка рельсов на РСП. Технологический процесс сварки рельсов выполняется на двух поточных линиях. На первом потоке выполняют подготовительные операции: очистку от грязи скомплектованных кусков старогодных рельсов, правку их в вертикальной и горизонтальной плоскостях, дефектоскопирование по всей длине, обрезку и удаление де- фектных мест, острожку головок рельсов с удалением наплывов и выщербин, зачистку контактных поверхностей свариваемых кусков. На втором потоке осуществляется сварка рельсов в длинномерные рельсы (длиной 25 м) или бесстыковые плети и заключительные операции: снятие грата, нормализация сварных стыков, первичная и отделочная шлифовки, дефектоскопирование стыков, резка сварных рельсов в заданную длину, сверление болтовых отверстий. С целью экономии производственных площадей каждый технологический поток состоит из нитей прямого и обратного
Наплавка рельсов. Наплавку изношенных (сбитых) рельсовых концов выполняют специализированные подразделения, оснащенные соосветст-вующим оборудованием. Ремонт рельсов наплавкой наиболее эффективен при выполнении его в комплексе с остальными путевыми работами. Поэтому перед наплавкой производится проверка состояния пути, устраняют неисправности -заменяют дефектные стыковые скрепления, негодные стыковые и пред-стыковые шпалы, подбивают отрясенные шпалы, выполняют регулировку стыковых зазоров, закрепление противоугонов.
В процессе осмотра пути выявляют необходимость наплавки измерением износа рельсов. Размеры износа рельсов, подвергаемых наплавке, строго регламентированы техническими условиями. Замер износа производится клиновым щупом и металлической линейкой длиной 1 м; точность измерений 0,25 мм.
При подготовке рельсов к наплавке для обеспечения высокого качества поверхность головки рельсов в зоне износа очищают от грязи и масла стальной щеткой и насухо протирают ветошью. Наплывы металла на торце и боковых гранях головки, а также наклепанного слоя удаляют шлифовкой. Наплавочные работы на перегонах и станциях выполняют без перерыва движения поездов, при сопутствующих ремонтах пути, на мостах длиной более 25 м и в тоннелях с закрытием перегона. Запрещается производить наплавку в темное время суток, при дожде, тумане и температуре воздуха ниже — 10 °С. При температуре окружающего воздуха + 5 °С и выше наплавку рельсовых концов выполняют без предварительного подогрева головки, при температуре — 10-+5 °С -с подогревом наплавляемой зоны до 250-300 °С. Наплавка «седловин» при температуре + 5 °С производится с предварительным подогревом головки до 430-450 °С на длине «седловины» плюс по 50 мм в обе стороны от ее границ. Наплавку осуществляют электродуговым способом с применением электродов К-2-55 иНР-70, разработанных ВНИИЖТом. Электроды НР-70 обеспечивают в 2-4 раза большую износостойкость металла против выколов и выкрашиваний. При наплавке используется постоянный и переменный ток.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.